реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
17 Ноября 2018г., Суббота

Нижегородский автопром – палка о двух концах


Справедливо ли поддерживать российский автопром себе в ущерб?

Наступающий кризис одной из первых зацепил сферу автомобилестроения: банковский кризис свел на нет возможность покупки автомобиля в кредит. Новые условия, на которых банки готовы предоставлять кредиты, невыгодны большинству потенциальных покупателей: проценты слишком велики.

Так как покупка автомобиля в кредит была явлением весьма распространенным, то сбыт предприятий автопрома резко уменьшился. Встал вопрос о сокращении объемов выпуска продукции и, соответственно, сокращении части работников, решение которого вскоре стало совершенно очевидным – придется сокращать, без вариантов. Так как кризис затрагивает все новые и новые сферы, все более широкие слои потребителей, сокращается и количество тех, кто может позволить себе покупку автомобиля без привлечения кредитных средств. Рынок сбыта деть ото дня сужается.

Правительство РФ готовится ввести некие защитные механизмы, которые должны в какой-то степени уменьшить потери, которые несет отечественный автопром. Так, например, россиян хотят вынудить отказаться от приобретения иномарок, увеличив пошлины на их ввоз в страну и, соответственно, их стоимость на территории России.

Мера, может быть, логичная, но не вполне корректная по отношению к российскому потребителю: качество отечественных автомобилей сильно уступает качеству иномарок. Нам предлагается из патриотических соображений потратить средства (достаточно большие, между прочим) на приобретение довольно некачественно продукта. Справедливо ли это?

Разумеется, любой российский автопроизводитель, не колеблясь, заявит о высоком качестве своих автомобилей. Однако в Нижнем Новгороде, где ГАЗ является одним из крупнейших предприятий и работодателей, мало кто сумеет поверить в рекламные слоганы, разработанные специалистами по продажам. Часть населения в то или иное время работала на ГАЗе, еще часть имеет знакомых или родственников, которые там работали, так что нижегородцев уже не шокировать информацией о том, что бракованные детали используются при сборке по полной программе, а то, что должно входить с легкостью, вбивается отбойными молотками. Есть даже местная пословица, гласящая, что после покупки «Волги», прежде чем на ней ездить, ее надо полностью разобрать и затем полностью собрать, но уже правильно, и только после этого садиться за руль.

Не добавляет привлекательности ГАЗовским «Волгам» и то, что они «жрут» заметно больше топлива, чем иномарки. Ну и дизайн «Волг» оставляет желать лучшего, и отсутствие подушек безопасности не отнесешь к плюсам этих автомобилей, и не особо комфортно ощущаешь себя в салоне на этих топорных креслах, и нет полной герметизации салона, из-за чего в машине постоянно ощущается запах бензина, от которого, между прочим, многих тошнит – например, детей. Еще «Волга» медленнее разгоняется, чем ее иностранные братья, и уступает в целом по скорости хода, что, может быть, и незаметно, на городских магистралях, изобилующих светофорами и знаками ограничения скорости, но актуально на пустых загородных трассах. 

Возникает резонный вопрос – нужно ли вообще предприятие, которое производит продукцию сомнительного качества. Но если снова вспомнить о количестве рабочих мест, о налогах в местный бюджет, то сложно сказать однозначное: «Нет». Совершенно точно, что закрытие Горьковского автозавода очень подорвало бы бюджет Нижнего Новгорода.

Конечно, речи о полном закрытии не идет. Но даже если предположить полную ликвидацию легкового производства как неконкурентоспособного на автомобильном рынке, то и это было бы серьезным ударом, подрывающим возможности местного бюджета на годы и годы вперед.

Получается какой-то замкнутый круг: для поддержания своей экономики мы должны покупать себе вместо автомобилей лишние проблемы. Выход из этой ситуации прост – нужно производить более качественные автомобили, но в сложившихся кризисных условиях он нереален. Сейчас не будет средств на переоборудование целого огромного завода, на закупку новых современных станков, которые позволили бы производить детали, соответствующие требуемым стандартам, а не примерно соответствующие. Нужно было бы обучать людей пользоваться этими станками. Для этого потребовались бы колоссальные денежные вливания. Денег на это до кризиса никто искать не стал, а теперь их и точно не будет.

«Группа ГАЗ», которой принадлежит Горьковский автозавод, и без того заявляет многомиллиардные потребности привлечения заемных средств. Модернизировать завод надо было в более благоприятные для предприятия времена, которые сейчас как раз и закончились. Так что автомобили будут те же самые, что и прежде, а власти всех уровней будут давить на наши чувства и призывать покупать российское и нижегородское.

ГАЗ не умеет или не желает эффективно хозяйствовать, и во время кризиса будет пожинать плоды этого, а вместе с ним и все его работники, которым руководство завода урежет зарплаты и – частично – выставит за порог.

В какой степени ГАЗу будет оказана государственная поддержка – неизвестно. Так как у государства таких заводов, выстроившихся с протянутой рукой, по всей стране десятки и сотни. Очевидно, что всей суммы (в разное время разными людьми назывались 45 и 35 млрд. рублей) ГАЗ от федеральной власти не получит. Насколько ему помогут банки и на каких условиях – тоже неизвестно.

На этой неделе губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и руководство «Группы ГАЗ» встречались с представителями банков, но о результатах встречи ничего конкретного сообщить не пожелали, ограничившись лишь заверениями, что ГАЗу будет оказана поддержка. Видимо, пока никаких конкретных результатов нет, либо они настолько невелики, что являются лишь каплей в море и не могут решить проблем завода. Очевидно, что у Горьковского автозавода, входящего в «Группу ГАЗ», будут тяжелые времена. Сможет ли руководство удержать предприятие на плаву – сказать сложно.

Впрочем, всегда остается такой выход, как смена собственника. Ведь именно за счет сложностей, которые испытывали работники завода, нынешние владельцы и приобрели предприятие в эпоху предыдущего кризиса. Работники продавали свои акции, чтобы свести концы с концами, хотя прежнее руководство и просило их этого не делать. Само же оно было не в состоянии выкупить акции у своих рабочих.

Мы уже имели возможность наблюдать, как в ходе банковского кризиса часть банков послабее была поглощена более сильными. Да, кое-кто лишился своего бизнеса, но зато все вкладчики, все физические и юридические лица теперь имеют возможность пользоваться своими счетами и проводить операции по своему усмотрению. Те, кто не умеют эффективно действовать в условиях кризиса, должны были отступить как менее способные.

То же самое будет происходить и с частью промышленных предприятий. Слабых будут поглощать более устойчивые, сильные или умные. Почему бы Горьковскому автомобильному заводу, если его нынешнее руководство не будет справляться с ситуацией и не сможет удерживать предприятие на плаву, не сменить в очередной раз собственника? Пусть придет тот, кто сможет действовать эффективнее, тот, кто сделает предприятие более конкурентоспособным, обеспечит ему выпуск более качественной продукции, а для города сохранятся налоговые поступления и рабочие места.

Олег Мансуров


26.12.2008

Контекст

Аналитика

Принципы формирования бюджета и межбюджетных отношений в Нижегородском регионе

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 1 ноября 2018 года

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 октября 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за вторую половину октября 2018 года.

Тенденции

В перспективе Носков – единомэр Дзержинска

Останутся ли за Носковым все его посты в советах директоров в инфраструктурных сердцах НН? Если да, то совсем занятно.

Метро и градозащитники

Как многие помнят, метро на пл. Горького могло появиться еще в начале 90-х. Но тогда помешали акции протеста, вдохновленные молодым депутатом Борисом Немцовым.

Дискуссия

БезДумНО 

Вот уже год в нижегородском Кремле обсуждают возможность роспуска регионального парламента. Разговоры об этом то усиливаются, то утихают. В зависимости от активности лоббистских групп. Сейчас этап очередного обострения.                      

Большой брат

Тут вот многие смеются над назначением заместителем главы администрации Нижнего Новгорода по IT 29-летнего выпускника МИСИС Алексея Карапузова. Но на самом деле парень не так-то прост, как это может показаться на первый взгляд.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.