![]() |
|
3 Июня 2023г., Суббота |
|
![]() |
Нижегородский автопром – палка о двух концахСправедливо ли поддерживать российский автопром себе в ущерб?Наступающий кризис одной из первых зацепил сферу автомобилестроения: банковский кризис свел на нет возможность покупки автомобиля в кредит. Новые условия, на которых банки готовы предоставлять кредиты, невыгодны большинству потенциальных покупателей: проценты слишком велики. Так как покупка автомобиля в кредит была явлением весьма распространенным, то сбыт предприятий автопрома резко уменьшился. Встал вопрос о сокращении объемов выпуска продукции и, соответственно, сокращении части работников, решение которого вскоре стало совершенно очевидным – придется сокращать, без вариантов. Так как кризис затрагивает все новые и новые сферы, все более широкие слои потребителей, сокращается и количество тех, кто может позволить себе покупку автомобиля без привлечения кредитных средств. Рынок сбыта деть ото дня сужается. Правительство РФ готовится ввести некие защитные механизмы, которые должны в какой-то степени уменьшить потери, которые несет отечественный автопром. Так, например, россиян хотят вынудить отказаться от приобретения иномарок, увеличив пошлины на их ввоз в страну и, соответственно, их стоимость на территории России. Мера, может быть, логичная, но не вполне корректная по отношению к российскому потребителю: качество отечественных автомобилей сильно уступает качеству иномарок. Нам предлагается из патриотических соображений потратить средства (достаточно большие, между прочим) на приобретение довольно некачественно продукта. Справедливо ли это? Разумеется, любой российский автопроизводитель, не колеблясь, заявит о высоком качестве своих автомобилей. Однако в Нижнем Новгороде, где ГАЗ является одним из крупнейших предприятий и работодателей, мало кто сумеет поверить в рекламные слоганы, разработанные специалистами по продажам. Часть населения в то или иное время работала на ГАЗе, еще часть имеет знакомых или родственников, которые там работали, так что нижегородцев уже не шокировать информацией о том, что бракованные детали используются при сборке по полной программе, а то, что должно входить с легкостью, вбивается отбойными молотками. Есть даже местная пословица, гласящая, что после покупки «Волги», прежде чем на ней ездить, ее надо полностью разобрать и затем полностью собрать, но уже правильно, и только после этого садиться за руль. Не добавляет привлекательности ГАЗовским «Волгам» и то, что они «жрут» заметно больше топлива, чем иномарки. Ну и дизайн «Волг» оставляет желать лучшего, и отсутствие подушек безопасности не отнесешь к плюсам этих автомобилей, и не особо комфортно ощущаешь себя в салоне на этих топорных креслах, и нет полной герметизации салона, из-за чего в машине постоянно ощущается запах бензина, от которого, между прочим, многих тошнит – например, детей. Еще «Волга» медленнее разгоняется, чем ее иностранные братья, и уступает в целом по скорости хода, что, может быть, и незаметно, на городских магистралях, изобилующих светофорами и знаками ограничения скорости, но актуально на пустых загородных трассах. Возникает резонный вопрос – нужно ли вообще предприятие, которое производит продукцию сомнительного качества. Но если снова вспомнить о количестве рабочих мест, о налогах в местный бюджет, то сложно сказать однозначное: «Нет». Совершенно точно, что закрытие Горьковского автозавода очень подорвало бы бюджет Нижнего Новгорода. Конечно, речи о полном закрытии не идет. Но даже если предположить полную ликвидацию легкового производства как неконкурентоспособного на автомобильном рынке, то и это было бы серьезным ударом, подрывающим возможности местного бюджета на годы и годы вперед. Получается какой-то замкнутый круг: для поддержания своей экономики мы должны покупать себе вместо автомобилей лишние проблемы. Выход из этой ситуации прост – нужно производить более качественные автомобили, но в сложившихся кризисных условиях он нереален. Сейчас не будет средств на переоборудование целого огромного завода, на закупку новых современных станков, которые позволили бы производить детали, соответствующие требуемым стандартам, а не примерно соответствующие. Нужно было бы обучать людей пользоваться этими станками. Для этого потребовались бы колоссальные денежные вливания. Денег на это до кризиса никто искать не стал, а теперь их и точно не будет. «Группа ГАЗ», которой принадлежит Горьковский автозавод, и без того заявляет многомиллиардные потребности привлечения заемных средств. Модернизировать завод надо было в более благоприятные для предприятия времена, которые сейчас как раз и закончились. Так что автомобили будут те же самые, что и прежде, а власти всех уровней будут давить на наши чувства и призывать покупать российское и нижегородское. ГАЗ не умеет или не желает эффективно хозяйствовать, и во время кризиса будет пожинать плоды этого, а вместе с ним и все его работники, которым руководство завода урежет зарплаты и – частично – выставит за порог. В какой степени ГАЗу будет оказана государственная поддержка – неизвестно. Так как у государства таких заводов, выстроившихся с протянутой рукой, по всей стране десятки и сотни. Очевидно, что всей суммы (в разное время разными людьми назывались 45 и 35 млрд. рублей) ГАЗ от федеральной власти не получит. Насколько ему помогут банки и на каких условиях – тоже неизвестно. На этой неделе губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и руководство «Группы ГАЗ» встречались с представителями банков, но о результатах встречи ничего конкретного сообщить не пожелали, ограничившись лишь заверениями, что ГАЗу будет оказана поддержка. Видимо, пока никаких конкретных результатов нет, либо они настолько невелики, что являются лишь каплей в море и не могут решить проблем завода. Очевидно, что у Горьковского автозавода, входящего в «Группу ГАЗ», будут тяжелые времена. Сможет ли руководство удержать предприятие на плаву – сказать сложно. Впрочем, всегда остается такой выход, как смена собственника. Ведь именно за счет сложностей, которые испытывали работники завода, нынешние владельцы и приобрели предприятие в эпоху предыдущего кризиса. Работники продавали свои акции, чтобы свести концы с концами, хотя прежнее руководство и просило их этого не делать. Само же оно было не в состоянии выкупить акции у своих рабочих. Мы уже имели возможность наблюдать, как в ходе банковского кризиса часть банков послабее была поглощена более сильными. Да, кое-кто лишился своего бизнеса, но зато все вкладчики, все физические и юридические лица теперь имеют возможность пользоваться своими счетами и проводить операции по своему усмотрению. Те, кто не умеют эффективно действовать в условиях кризиса, должны были отступить как менее способные. То же самое будет происходить и с частью промышленных предприятий. Слабых будут поглощать более устойчивые, сильные или умные. Почему бы Горьковскому автомобильному заводу, если его нынешнее руководство не будет справляться с ситуацией и не сможет удерживать предприятие на плаву, не сменить в очередной раз собственника? Пусть придет тот, кто сможет действовать эффективнее, тот, кто сделает предприятие более конкурентоспособным, обеспечит ему выпуск более качественной продукции, а для города сохранятся налоговые поступления и рабочие места. Олег Мансуров |
Контекст![]() Доля платного образования растетХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаПартнерство предполагает активностьФедеральная власть не столько помогает, сколько поощряет тех, кто добивается результатов. Монополист не мотивирован к снижению издержекПередачу «Нижегородского водоканала» в управление «Теплоэнерго» нельзя оценивать с позиций рыночной экономики. ТенденцииСтроительная отрасль – зона особого внимания властейНижегородская область за год улучшила свои позиции в рейтинге регионов по вводу жилья. Частные проявления общего неблагополучияНижегородская область показывает медианные значения по многим параметрам, в том числе и по закредитованности населения. ДискуссияБлизкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. Экология: без прорывовОбщероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. ![]() |
![]() |
![]() |
|