реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
15 Декабря 2017г., Пятница

Рассуждения от лукавого


Урезая социально значимые статьи бюджета, правительство Нижегородской области каждый раз по чуть-чуть, а иногда и не по чуть-чуть, увеличивает финансирование государственных СМИ в регионе.

То, что бюджет Нижегородской области не был сокращен существенно сразу, имеет объективное объяснение, поскольку доходы в бюджет собираются в течение года, во-первых, неравномерно, во-вторых, трудно спрогнозировать по первым месяцам, какова будет динамика снижения доходов к концу года, будет ли эта динамика происходить по возрастающей. То есть, было ясно, что за первые три месяца в области произошел спад производства, и, соответственно, снижение налогооблагаемой базы, снижение доходов в бюджет, но прогнозировать, сохранение этих темпов до конца года, или снижение, или ускорение было очень сложно. В этой части мне позиция правительства понятна: двигаться осторожно, поэтапно.

Таким образом можно объяснить поэтапный процесс урезания бюджета. Но правильнее было бы учесть негативные прогнозы и не принимать в прошлом году бюджет увеличения по сравнению с прошлым годом, что и предлагала наша фракция. Мы предлагали принять размер бюджета, исходя из достигнутых результатов прошлого года, поскольку негативные кризисные тенденции уже обнаружились осенью, когда бюджет принимался. Но поскольку правительство приняло такой бюджет, как будто кризиса нет, приняло его без поправок на предполагаемое снижение налоговой базы, то теперь уже действительно приходится постоянно обращаться к сокращению расходной части бюджета ввиду недобора по доходам.

Теперь что касается расходов. К сожалению, мы наблюдаем, что и в первом, и во втором, и в третьем секвестре бюджета социальная составляющая в сокращаемых доходах значительна. Сокращения касаются весьма важных для граждан целевых программ, и если говорить конкретно о последнем сокращении, то почти на 168 миллионов произошло сокращение по областной целевой программе борьбы с социально опасными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ и прочие формы опасных заболеваний). Эпидемиологическая ситуация у нас в области весьма напряженная, при этом правительство эти деньги перенаправляет на организацию помощи пострадавшим в ДТП. Видимо на оборудование каких-то передвижных лазаретов для пострадавших в авариях. Я думаю, что для решения этих задач следовало искать другие источники расходов, следовало идти по пути сокращения других статей бюджета.

Мы видим, что, как и в первых двух сокращениях, в третьем использовался достаточно формальный подход. Устанавливается планочка для всех целевых программ, и под нее подрезаются практически все расходы, независимо от того, насколько важна та или иная программа, и может ли она подождать с реализацией, насколько важно строительство того или иного объекта, и может ли оно быть перенесено на год-два. Правительство, вместо того, чтобы использовать такой индивидуальный скрупулезный подход к анализу по каждому социально значимому объекту, по каждой социальной программе применяет арифметический единый подход. Я думаю, что это ошибочная тактика. Это, конечно, упрощает работу правительству и его подразделениям, поскольку освобождает от глубокого анализа каждого конкретного объекта, сооружения, но это явно не идет на пользу населению области.

Правительство сокращает расходы на содержание, реконструкцию, ремонт больниц и других учреждений здравоохранения (в последнем секвестре на 3 миллиона сокращены расходы на медицинскую помощь). Несмотря на это по статьям финансирования государственных средств массовой информации мы наблюдаем с начала года не только отсутствие спада, но и постоянный рост. Три раза у нас сокращались расходы, в том числе на дома ребенка, на строительство и ремонт родильных домов, перинатальных центров, детских садов, переносились сроки ремонтов домов культуры на селе.

В этих условиях каждый раз по чуть-чуть, а иногда и не по чуть-чуть, увеличивалось финансирование государственных СМИ в области. Не так уж бедно они у нас живут, чтобы в условиях кризиса еще накачивать их бюджетными деньгами. Привожу конкретные цифровые примеры. В конце прошлого года, когда определялся бездефицитный бюджет, бюджет развития и оптимизма, субсидии государственным областным телерадиокомпаниям планировалось выделить порядка 30,5 миллионов рублей. Когда кризис разразился и сейчас уже тяжеловато всем и вся, по этой статье добавили еще 3 миллиона. Я напомню, что 3 миллиона было в очередной уже раз срезано по статье стационарной медицинской помощи, а здесь вот к началу года на 3 миллиона прибавка. Еще более привлекательно выглядит картина в периодической государственной печати. Периодическим изданиям, учрежденным государственными органами власти, по первоначальному варианту бюджета планировалось выделить порядка 62 миллионов рублей на содержание, а уже к прошлому секвестру эту сумму увеличили до 74 миллионов. Ну и, наконец, 30 июля мы принимаем по статье «Периодическая печать» 81 миллион. То есть рост поддержки идет постоянный.

К этому можно добавить, что, урезая социально значимые статьи бюджета, правительство в начале года, тем не менее, планировало приобрести акции дзержинской телекомпании на 80 миллионов рублей. Потом все-таки от этой идеи благоразумно отказалась. Представьте, 80 миллионов рублей в условиях жесткого кризиса бросить на приобретение еще одного пропагандистского рупора. Это абсолютно неразумно.

Добавлю, что в июне правительство 500 тысяч рублей вложило в уставной фонд вновь образуемого областного государственного предприятия, а именно газеты «Новое дело». Старт - это всегда дополнительные средства расхода и самое главное, что потом это государственное предприятие на бюджетные деньги будет производить какую-то весьма дорогую продукцию. (Я-то предполагаю, зачем это «Новое дело» образуется, хотя Иванов так и не смог мне ответить на прошлом заседании Законодательного собрания, зачем это надо. Он посоветовал обратиться к другим руководителям, которые за это отвечают. Я понимаю, что в октябре следующего года пройдет основная масса выборов, и участвовать в них смогут только газеты, зарегистрированные не менее чем за год до выборов. Вот и поторопились, чтобы за год зарегистрировать, а дальше мы увидим, как выпуски или спецвыпуски газеты «Новое дело» будут выходить миллионными тиражами, в которых будет освещаться позиция правительства перед выборами. Так уж ли это нужно сегодня нижегородцам? На мой взгляд, это далеко не первоочередные траты, скорее наоборот, именно здесь следовало бы искать резервы, возможности для сокращения расходов, чтобы перенаправить их на то, чтобы заделать бреши в других болезненных в социальном отношении направлениях.)

Что касается областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области», так называемое ОЦП «Развитие», в которую были заложены все объекты капитального строительства и реконструкции за счет средств областного бюджета на этот год.

В этой самой программе, которую, правда, уже сильно подрезали, есть абсолютно непробиваемый, недоступный бастион – это физкультурно-оздоровительные комплексы, 8 из которых продолжают достраиваться в этом году. 30 июля, конечно, ни рубля от этой статьи не было отнято. Наоборот, это направление в ОЦП «Развитие» продолжает немножко прирастать, в частности за счет того, что будет разрабатываться проектно-сметная документация строительства горнолыжной трассы в Павловском районе. Сегодня из бюджета на это дополнительно выделяется порядка 4,5 миллионов рублей. Я не стану здесь конкретно к этому объекту привязываться, но я говорю о том, что вряд ли в условиях кризиса приоритетным может остаться направление строительства гигантских спортивных сооружений, которые становятся все большим обременением для бюджета и с точки зрения их последующего содержания и ремонта. Я думаю, что это мина замедленного действия, которая подкладывается под следующий бюджет. Неизвестно, сколько еще продлится кризис, неизвестно, в каких параметрах будут верстаться новые годовые бюджеты, а уже придется иметь в виду, что под 13 ФОКов (5 построено, 8 строится) надо уже на следующий год как минимум по ценам сегодняшнего дня закладывать по 30 миллионов содержания. Умножайте 30 миллионов на 13 – получаем приличную цифру, которую нужно просто статично заложить на содержание. И это не считая каких-то аварийных ситуаций, капремонта, коммуникационных вопросов, которые, безусловно, будут возникать, учитывая то, как форсированно и почти в авральном порядке эти ФОКи сдаются. К сожалению, наша позиция по этому вопросу остается неуслышанной, и в этом вопросе мы с правительством расходимся.

Я предполагаю, да и все об этом говорят, что в этом году будут еще сокращения бюджета. В тоже время август-сентябрь – это время серьезного обсуждения бюджета на следующий год. Мне бы очень хотелось, чтобы по крайней мере при формировании следующего годового бюджета, а он уже не будет трехлетним, все эти недостатки, все эти проблемы были учтены и каждый конкретный объект, на который расходуются бюджетные средства, анализировался именно с точки зрения его приоритетности, а не с точки зрения, как говорит сегодня правительство, возможности федерального софинансирования. Не будет никакого федерального софинансирования, об этом надо забыть. Или с точки зрения, как опять же говорит правительство, того, что этот объект находится в высокой степени готовности.

Это все рассуждения от лукавого, потому что ну о какой высокой степени готовности можно говорить, если речь идет о разработке только проектно-сметной документации. Тем не менее, как театру оперы и балета застолбили 48 миллионов год назад, так эта цифра фигурирует по-прежнему. Никакой высокой степени готовности здесь даже близко не видно, федеральное софинансирование закрыто плотной пеленой тумана, но этот проект активно лоббирутеся и продолжает быть в числе приоритетных для руководства области. Я уже не говорю о том, что негативным социальным следствием его станет и ликвидация еще одного парка на территории города. Это все не может не вызывать опасений и серьезных нареканий.

Я думаю, что публичные слушания по следующему годовому бюджету, которые состоятся впервые, должны пройти в острой дискуссии и правительство должно прислушаться к мнению нижегородцев, к мнению депутатов по изменению критериев формирования областного бюджета.


05.08.2009
Владислав Егоров

Контекст

Аналитика

Октябрь 17-го в Нижнем Новгороде: уроки истории

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 1 ноября 2017 года

Белые пятна образа будущего России

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 4 октября 2017 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.