реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
24 Апреля 2024г., Среда

Стоимость проезда как отражение иллюзии о всеобщем благосостоянии


В обществе скопилось очень большое напряжение – из-за массовых увольнений, из-за снижения уровня оплаты труда, из-за сложности найти работу, из-за страха ее потерять – и 1 октября у нижегородцев появится повод выплеснуть его наружу

Правительство Нижегородской области приняло решение с 1 октября 2009 года довести стоимость проезда в автобусах на территории Нижнего Новгорода до 14 рублей. То есть, повышение составит сразу три рубля, то есть проезд подорожает на 27 процентов.

Понятно, что членов правительства – и три рубля, и четырнадцать, и каждый день на проезд 60 рублей – это не деньги. Но в Нижнем Новгороде очень большой пласт людей, для которых подобные транспортные расходы обернутся очень явным снижением уровня жизни.

Вообще такие резкие скачки стоимости проезда не характерны для нашего региона, но зато они весьма характерны для губернатора Валерия Шанцева. То, что проезд в маршрутных такси при нем подорожал с девяти сразу до одиннадцати рублей, мы сначала восприняли как исключение из правил и попытку компенсировать потерю доходов, на которую транспортников вынудили по случаю парламентских и президентских выборов. Напомним, чтобы не вызвать негативного отношения к власти среди широких слоев бедной общественности, очередное повышение стоимости проезда на один рубль было отложено почти на год, после чего проезд в автотранспорте подорожал сразу на два рубля.

Может быть, губернатор еще трижды собирался провести какие-то повышения, но что-то этому препятствовало, так что теперь для него подорожание сразу на три рубля выглядит естественным и логичным. Или, может быть, в Москве, откуда к нам прибыл Валерий Павлинович, на рубль проезд повышать не принято: слишком уж это смехотворно по московским меркам. Так и тут, чтобы соответствовать статусу продвинутого, почти столичного города, решили не мелочиться.

Впрочем, если сами частные перевозчики посчитают, что могу спрашивать за проезд меньше, то за ними остается право повысить стоимость проезда не столь значительно.

Ясно, что таким образом губернатор предпринимает очередную попытку решить проблему убыточности автотранспортных предприятий, принадлежащих области. Этот феномен хорошо известен: автобусы уходят забитыми до отказа в часы пик, в них даже не могут влезть все желающие, все обладатели права на льготный проезд и те, кто пользуются проездными билетами. При этом губернатор пребывает в уверенности, что автобусами почти не пользуются, что они ходят полупустыми, что какие-то вроде специальные комиссии подтвердили это, и тем как будто бы объясняются катастрофические долги автопредприятий перед поставщиками бензина.

Но лучше, конечно, все-таки было бы разобраться, каким образом так получается, что столь востребованный транспорт оказывается столь убыточным, найти ту дыру, в которую все утекает, а не решать проблему долга нефтяным компаниям за счет грабежа населения.

Надо ли говорить о том, что общественным транспортом пользуется в основном именно беднейшая часть жителей? Все, кто в какой-то мере может быть соотнесен с понятием «состоятельный», давно обзавелись собственными автомобилями. Надо ли говорить, что такой ход в период, когда многие стали получать заметно меньше, а иные даже и вовсе лишились работы, аморален вдвойне? Напоминать ли о том, какой общественный резонанс вызвало вступление в действие закона о монетизации льгот, когда жители, наконец, вполне осознали, что именно с ними сделает этот закон? Между прочим, тогда из бюджета Нижегородской области на компенсации проезда в общественном транспорте были срочно выделены несколько десятков миллионов рублей, хотя, вроде бы, до этого считалось, что никаких средств на подобные компенсации в бюджете нет. Причем, компенсации были выплачены всем, без разбора, даже тем, кто в тот месяц никуда не ездил. Доказательств не требовали: главное было – погасить захлестнувшую всех волну возмущения.

А ведь это было решение федеральной власти, и тут губернатор Ходырев не нес никакой личной ответственности. Кстати, федеральная власть тогда легко отделалась: народный гнев был перенаправлен на фигуры министров вроде Зурабова, словно бы это не Государственная дума приняла этот закон, словно бы не правительство президента Путина этот закон разработало, словно бы Путин к назначению министров никакого отношения вообще не имеет. Он же гарант «стабильности» (волшебное слово, раскрывающее секрет путинской популярности, обещающее предсказуемость будущего, снимающего психологическое напряжение, дающее наркотический эффект самообмана, хотя в реальности непредсказуемость никуда не делась), он дестабилизировать общество не может, это какие-то нелепые министры все дестабилизируют, а Путин их накажет.

Областной бюджет тогда срочно выделил деньги на решение проблемы, спровоцировавшей социальный взрыв, а из федерального бюджета в регионы чуть позднее пошли компенсации.

Но теперь – ситуация зеркально противоположная. Теперь решение приняла именно областная власть, и теперь на федеральном уровне не будет компенсаций, а, скорее, будут санкции за то, что в столь трудный период, когда и так власть себя чувствует не вполне устойчиво и слегка потерянно, граждан заставляют задумываться на тему эффективности ее действий, в том числе о том, так ли уж это хорошо, что президент назначает губернатора и не обманули ли опять нашего доверчивого гаранта стабильности, когда он принимал решение относительно того, кого же сделать губернатором Нижегородской области.

Тем более такие «эффективные» экономические шаги со стороны Шанцева опасны для него в условиях, когда его срок полномочий на посту губернатора Нижегородской области подходит к концу. Заслужить напоследок всеобщую ненависть нижегородцев – это, конечно, оригинальный политический ход, но отдает он толи глупостью, толи мазохизмом, толи цинизмом.

Впрочем, очень может быть, что Шанцев уверен: денег у людей полно, поэтому повышение проезда на три рубля никак на них не скажется, а у автопредприятий, наконец, будут решены все проблемы. Ведь призывал же он перестать хранить деньги в чулке и положить их в банки, покупать активнее автомобили и другие товары, и все время от сыплет какими-то данными о том, что будто бы средние зарплаты в регионе какие-то невероятно высокие, и душевых доходы населения как-то очень уж стремительно растут. Только непонятно, куда эти деньги деваются, потому что в экономике региона их не видно, а малейшие подорожания продовольствия, услуг, транспорта и связи повергают население в жесточайшую депрессию. И главное – где эти мифические рабочие, которые получают по 10-20 тысяч в месяц? Думается, что вся эта информация из того же разряда, что и выдал один из руководителей Облсовпрофа, заявивший, что на биржах труда не предлагается вакансий с зарплатой ниже 10 тысяч рублей в месяц. На самом деле, там не предлагается вакансий с заплатой 10 тысяч в месяц, большинство предложений колеблется в диапазоне от четырех до шести тысяч, а то и вовсе «сдельно» - работаешь менеджером по продажам и получаешь свой процент, если, конечно, сумел навязать кому-нибудь покупку предлагаемого фирмой товара.

В общем, власть уверена, что она нас вполне облагодетельствовала и живем мы хорошо, так что не грех бы и поделиться немножко, и платить за услуги автотранспорта побольше. Скоро ей придется выйти из состояния своих радужных иллюзий. Потому что в обществе скопилось очень большое напряжение – из-за массовых увольнений, из-за снижения уровня оплаты труда, из-за сложности найти работу, из-за страха ее потерять – и 1 октября у него появится, через какое отверстие вырваться наружу.  

Ольга Моисеева


18.09.2009

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.