реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
23 Сентября 2018г., Воскресенье

Не возврат, не новация, но консервация


В России принят закон о прямых выборах губернаторов

Госдума Российской Федерации 25 апреля приняла в третьем чтении законопроект, как бы возвращающий к практике прямых выборов глав регионов населением. Два дня спустя, Совет Федерации закон одобрил. Документ еще не подписан президентом, но Дмитрий Медведев пообещал поставить свою подпись до 7 мая. Предполагается, что новые нормы начнут действовать с 1 июня 2012 года. Однако о реальном возврате к прошлой системе прямых выборов речь не идет, в действительности мы получим принципиально иную практику избрания губернаторов, и законопроект, скорее, консервирует имеющуюся систему, чем сулит весомые изменения.

Взять хотя бы пункт о том, что губернаторы не имеют права находиться на своем посту более двух сроков подряд. Вполне резонная норма, но она отнюдь не запускает процесс смены глав регионов в России в перспективе где-то до 2025 года. Конечно, в особенно вопиющих случаях замена непопулярных губернаторов произойдет, но она и так происходит в рамках системы назначений по предложению президента. Вливание же большого количества свежей крови во властные артерии отодвигается на неопределенный период времени: даже те губернаторы, которые в данный момент занимают свои посты повторно, смогут по их истечении претендовать еще на два срока. Потому что сроки губернаторов, которые ранее были назначены президентом на пост руководителя региона, не считаются. А к 2025 году можно внести еще много корректировок или принять совсем другой закон, мотивируя это борьбой с терроризмом, сложной экономической обстановкой, необходимостью строить вертикаль, спираль, электросталь, и т.д.

Процедура отзыва губернаторов прописана так, что отзыв главы региона населением невозможен в принципе. Для этого бы потребовалась крайне высокая степень политизации населения, что в принципе невозможно. И независимая судебная система, которой так же, по большому счету нет. Сначала суд должен признать, что губернатор нарушает законы и систематически не исполняет свои обязанности. Потом избиратели должны принять участие в референдуме. Но большинство рядовых граждан не сильно интересуются политической стороной жизни и зачастую не представляют, как разграничиваются сферы ответственности федеральной, региональной и муниципальной власти. Ожидать, что при каких-то условиях на выборы придет и проголосует за отставку губернатора более половины списочного состава избирателей, бессмысленно. И законодатели это прекрасно понимают. Норма о возможности отзыва главы региона населением – не более чем еще одна формальность и повод для демагогических заявлений о том, что интересы избирателей в новом законе учтены.

Предложенная система фильтров для кандидатов в губернаторы – вообще вещь сомнительная, а в российских условиях – в особенности. Депутаты исходили из каких-то идеальных условий, в которых не существует ни один из российских регионов. Например, так называемый муниципальный фильтр, согласно которому кандидат должен получить поддержку депутатов муниципального уровня на уровне от пяти до десяти процентов. В условиях мощного действия административного ресурса это может стать большой проблемой для некоторых кандидатов и тем более самовыдвиженцев. Тем более что главы МСУ теперь в большинстве случаев выбираются не населением, а депутатами. Кандидат не от партии власти легко может оказаться в ситуации непреодоления муниципального фильтра, просто потому, что партийное руководство распорядилось не давать одобрения «не своим». Кандидат от КПРФ, может быть, будет иметь какие-то призрачные шансы, да и то может не собрать все территории. А кандидат, скажем, от «Яблока»? Его шансы - нулевые. Зато у кандидата от «Единой России» проблем не будет, даже в случае наличия в каком-то регионе внутрипартийного конфликта.

Стремление отсекать «случайных» людей, претендующих на пост главы региона, недвусмысленно лишает возможности быть избранными несистемных кандидатов, и существенно ограничивает реальный выбор избирателей. Система фильтров выстроена так, чтобы ее не мог преодолеть тот, кто является нежелательной персоной для Кремля. Кандидаты заранее оказываются в неравных условиях.

Кроме того, согласно нормам нового закона, президент получает право проводить с партиями и самовыдвиженцами консультации на предмет их участия в выборах, а также снимать с должности избранных губернаторов. Так что если где-то кто-то изловчится и каким-то чудом проскочит через все фильтры, вряд ли он сможет после этого спокойно и продуктивно работать. Единоросское большинство в депутатском корпусе сможет заблокировать любые инициативы нового губернатора, на него же повесят ответственность за управленческий кризис и спокойно отправят в отставку. При этом регионы получат право запретить самовыдвижение.

Нынешняя система власти перестрахована от всех возможных для нее сложных ситуаций, включая теоретические. Хотя, если ориентироваться все-таки на демократическую модель, то было бы вполне достаточно таких базовых требований к кандидатам, как возраст не менее 30 лет, отсутствие судимости, наличие российского гражданства, отсутствие гражданства другой страны. Но, согласно мнению наших законодателей, ограничение лишь этими базовыми требованиями в перспективе ближайшего десятилетия для России – недостижимый уровень политических свобод и возможностей.

Марат Ибрагимов


29.04.2012

Контекст

Аналитика

Выборы 2018 как индикатор грядущих изменений политического ландшафта в России

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 12 сентября 2018 года

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 сентября 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за первую половину сентября 2018 года.

Тенденции

Культурное молчание

В прошлый четверг на заседании правительства и.о. министра культуры Татьяна Маврина докладывала о подготовке города к 800-летию. Важно в этом то, что Маврина до сих пор и.о.

Нижегородская агломерация как тренд стратегической урбанизация

Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года, которая сегодня активно обсуждается, - это документ, создаваемый с целью отражения современных тенденций для эффективного продвижения нашего региона в будущее.

Дискуссия

2 рубля

Вчера СМИ подхватили новость - прожиточный минимум в Нижегородской области будет повышен на 2 рубля. Типа это издевательство, это всё очень смешно и тд. Подхватили это сразу и в соцсетях.

Система, которая не работает

Почти неделя прошла с момента взрыва на заводе Свердлова в Дзержинске. Завалы до сих пор разбираются, угроза повторных взрывов сохраняется.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.