реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница

Снова нерентабелен


Ожидается, что к началу нового года на обслуживание маршрутов сможет выходить лишь половина автобусов – 350 из 700, а в течение года износ подвижного состава «Нижегородпассажиравтотранса» достигнет 100 процентов

На заседании комиссии думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике обсудили ситуацию на муниципальном предприятии «Нижегородпассажиравтотранс». Несмотря на то, что финансирование МП в 2014 году вырастет на 85 процентов, по сравнению с текущим годом, этих средств недостаточно, чтобы поддерживать предприятие в нормальном состоянии. Ожидается, что к началу нового года на обслуживание маршрутов сможет выходить лишь половина автобусов – 350 из 700, а в течение года износ подвижного состава достигнет 100 процентов. Как вывести предприятие из кризиса – в городском руководстве не знают.

То, что «Нижегородпассажиравтотранс» станет серьезной обузой для бюджета Нижнего Новгорода и головной болью для властей – было понятно заранее. Муниципалитет принял предприятие на свой баланс с долгами в 1 млрд. рублей - это без учета средств, необходимых на текущее содержание автобусного парка. Фактически область передала Нижнему Новгороду проблемы, решения которым так и не смогла найти сама. Таким образом, областной бюджет был освобожден от финансового бремени содержания «Нижегородпассажиравтотранса», а городской бюджет, чьи возможности намного скромнее, это бремя послушно принял.

Стоит отметить, что ситуация показательна в том смысле, как покорно муниципалы подставились. Передать убыточное, но социально значимое автобусное предприятие Нижнему Новгороду область мечтала много лет. Но это было невозможно, поскольку во главе города находился мэр, который не считал себя обязанным слепо исполнять желания губернатора. Городские власти выражали согласие принять «Нижегородпассажиравтотранс» на баланс Нижнего Новгорода только при условии, что автопарк не будет состоять из техники, подлежащей скорому списанию, а предприятие не будет иметь долгов. Поскольку «Нижегородпассажиравтотранс» никогда не соответствовал этим условиям, все предыдущие мэры и думы отказывались принимать его в городскую собственность. Но когда во главе города оказались креатуры губернатора Шанцева, глава региона благополучно освободил областной бюджет от «Нижегородпассажиравтотранса», сделав его головной болью муниципальной власти. Отказать губернатору глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин не смог, как и депутатский корпус в целом. Теперь претензии по поводу ситуации на предприятии предъявляются главе администрации города Олегу Кондрашову – именно его назначили крайним, поручив ему получить для «Нижегородпассажиравтотранса» деньги у области. При этом бюджет региона на следующий год и губернатор, и депутаты расценивают как напряженный и сложный, область продолжит наращивать долги. Надежды на то, что регион примет на себя хотя бы частичное финансирование расходов муниципального предприятия, невелики.

Уменьшение количества муниципальных автобусов на линиях может стать большой проблемой сейчас, когда на муниципальный транспорт завязано обслуживание льготников – пенсионеров, пользующихся специальными талонами. Им придется подолгу ждать своих автобусов, что в конечном итоге приведет к тому, что они перестанут покупать льготные проездные и будут ездить на маршрутных такси. Для горожан альтернатива есть. Коммерческие маршрутки менее вместительны, чем муниципальные автобусы, цены на них такие же, как в «льготном» транспорте, они так же несут расходы на топливо, техосмотры, ремонт и запчасти, что не мешает им оставаться рентабельными. Если бы маршруточникам компенсировали перевозку льготников, они бы с удовольствием их перевозили за те же самые талоны. Но власти упорно не желают, чтобы средства, выделяемые для льготников, попали в руки частных перевозчиков.

Во времена губернатора Геннадия Ходырева из-за плачевного состояния «Нижегородпассажиравтотранса» жители Нижнего Новгорода остались без рейсовых автобусов – проблемой стало доехать на работу, на учебу, в соседний район. Городские власти при этом клялись, что в городе транспорта достаточно – нормативы по количеству подвижного состава на тысячу жителей выдерживаются. И ничего, что это подвижной состав – например, метро, полупустой курсирует по небольшой части нижней части города, а вверх добираться не на чем. Именно тогда появились коммерческие маршрутки, которые спасли ситуацию. Но некоторые чиновники посчитали, что появление многочисленных маршруток стало причиной усиления пробок. И сменивший Ходырева Валерий Шанцев рассчитывал, что сумеет разгрузить уличные потоки и вытеснить с рынка перевозок частников, создав для «Нижегородпассажиравтотранса» хороший автобусный парк.

Однако на деле все оказалось не так. Причиной усиления пробок стал общий рост количества автотранспорта, и маршрутки в этом потоке составляют лишь незначительный процент. Рейсовые автобусы, приобретенные для «Нижегородпассажиравтотранса», не смогли вытеснить частников. Низкие сборы объясняли тем, что будто бы автобусы ходят пустые, хотя те, кто пользовался ими, уверяли, что это совершенно не так. Наконец, анализ ситуации показал, что рейсовыми автобусами в основном пользуются льготники. Тогда их льготы решили, во-первых, несколько ограничить – 39 поездками в месяц, во-вторых, сделать так, чтобы эти деньги могли получать только предприятия, принадлежащие области и муниципалитетам, - то есть, не частники. Сделали. Но и после этого «Нижегородпассажиравтотранс» не перестал быть бездонной бочкой, в которую закачиваются деньги областной казны: у предприятия были то колоссальные долги за бензин, то за ремонт и техобслуживание. Сейчас предприятие содержит город, который констатирует, что у «Нижегородпассажиравтотранса» нет средств не то что на закупку новых автобусов, но даже на приобретение запчастей, а зарплата водителей не индексировалась несколько лет, так что пришлось вмешаться прокуратуре.

Создать рентабельное транспортное предприятие власти не способны, отдать деньги льготников коммерческим предприятиям – жаба душит. И дело вовсе не в том, что частники не захотят обслуживать удаленные уголки города. В последнее время мы видим массу примеров изменения маршрутов коммерческого пассажирского транспорта – они удлиняются, перемещаются на параллельные улицы, делают крюки в новые микрорайоны – значит, у муниципальной власти есть рычаги воздействия на перевозчиков.

У города имеется сравнительно позитивный (хотя и там не все гладко) опыт в транспортной сфере – содержание наземного и подземного электротранспорта, обновление и ремонт его составов. Даже стоимость проезда здесь на 20 процентов ниже, чем в автобусе. Но надо учесть и то, что и в худшие свои времена «Нижегородэлектротранс» не был отягчен миллиардным долгом.

Удерживать на плаву «Нижегородпассажиравтотранс» будет стоить городу больших средств и больших усилий. И не факт, что в итоге муниципалитет справится.

Олег Мансуров


08.11.2013

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.