реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Сентября 2018г., Среда

МСУ ждет новая реформа


В последнем Послании Федеральному Собранию сложное положение дел в МСУ признал президент. Несомненно, что такие признания не делаются на ровном месте

Состояние местного самоуправления – одна из наболевших проблем для российской действительности. Здесь сконцентрирован целый узел вопросов, не получивших оптимального решения и постоянно усугубляющихся. Самые вопиющие из них – недостаточность ресурсов на местах, неразграниченность полномочий и ответственности в двуглавой системе управления, недовольство населения отсутствием возможности выбирать главу города напрямую.

В последнем Послании Федеральному Собранию сложное положение дел в МСУ признал президент Владимир Путин. «Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, - и вы это хорошо знаете - не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы», - заявил глава государства.

Несомненно, что такие признания не делаются на ровном месте. И аналитики хором пророчат скорую муниципальную реформу, суть которой официально пока не озвучивается. При этом надо учитывать, что по закону местное самоуправление в России не является часть системы государственной власти, но фактически все последние годы – путинского и про-путинского правления - его намеренно и упорно встраивали в эту систему. И очевидно, что, какие бы реформы ни задумывались наверху, дать МСУ возможность выйти из вертикали отнюдь не предполагается.

Обращает на себя внимание тот факт, что повсеместный возврат к всенародным выборам мэров городов и глав районов, который ожидается с момента заявления о возврате к прямым (условно и с огромным количеством оговорок) выборам глав субъектов РФ, так и не случился. В свете сегодняшних событий на Украине и, учитывая, что российская власть болезненно реагирует на то, что там происходит, опасаясь, что вирус украинской политической активности перебросится на наши территории, высказываются предположения, что возврата к прямым выборам глав МСУ не будет. Чтобы не будоражить народ политическими разборками конкурентов и не вовлекать в политическую активность с сопутствующими проявлениями в виде митингов, шествий и акций протеста.

Заявленную необходимость разобраться с проблемами муниципалитетов федералы, видимо, будут решать централизовано. В качестве одной из вероятных схем называют переход к выборности населением городских префектов, которые будут подчинены назначенному губернатором мэру. В таком случае заведомо исключается возможность политического противостояния по линии область-город, и параллельно как бы удовлетворяется потребность граждан принимать участие в формировании городского управления. Однако избранные перфекты фактически не будут иметь в руках реальных рычагов власти, поскольку функция формирования бюджета и распределения бюджетных средств на городские нужды остается у назначенного губернатором главы местного самоуправления. Не будет у префектов и реальной возможности транслировать волю избравшего их населения.

Часть экспертов придерживается другого взгляда на такую модель, считая, что она нивелирует полномочия именно главы города, поскольку реальный функционал распределяется между субъектом и низовыми муниципалитетами. Но опять же есть большие вопросы относительно того, где последние найдут финансовый ресурс для исполнения своих полномочий, а без него голые полномочия мало чего стоят. И местная власть тогда автоматически превращается в козла отпущения в случае возможного недовольства населения именно потому, что «до нее можно дотянуться рукой».

Вообще речи о том, чтобы забирать у муниципалитетов поменьше денег, пока совсем не идет. Если президент упоминает о несбалансированности, размытости полномочий и коррупции, то разумно предположить, что столь ущербные конструкции дополнительно подпитывать финансово даже опасно. Первое, что ожидает муниципальную систему – трансформация. А вот желаемое муниципальной властью увеличение доли от собранных на местах налогов – на воде вилами писано.

О том, сколько времени понадобится федералам, чтобы провести на местах муниципальную реформу – можно только гадать. Категорические пожелания Кремля принято именовать «федеральными трендами» и исполнять стремительно, даже если это не является безусловным требованием действующего законодательства. Внедрение же прочих заявленных установок и благих намерений нередко растягивается на годы, а то и вовсе не достигается своего логического финала.

Какие последствия может иметь заявленная муниципальная реформа для Нижнего Новгорода и Нижегородской области – спрогнозировать сложно. Тем более что, возможно, и на федеральном уровне пока не вычислены все ее параметры. При этом в нижегородском варианте все усугубляется сохраняющейся неопределенность по поводу фамилии будущего губернатора. Если кресло главы региона сохранит за собой Валерий Шанцев, то высока вероятность, что во главе города окажется один из нынешних градоначальников – Сорокин или Кондрашов. Если же область возглавит новый губернатор, то шансы Сорокина и Кондрашова окажутся минимальными.

Иван Измайлов


13.12.2013

Контекст

Аналитика

«Дембельский альбом» Михаила Бабича. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

Поскольку экс-полпред Бабич оставляет работу в нашей области, мы составили для него своеобразный «дембельский альбом» на основании полученных в рамках проекта данных. Таким он останется в памяти нижегородских экспертов.

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 августа 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за вторую половину августа 2018 года.

Тенденции

Культурное молчание

В прошлый четверг на заседании правительства и.о. министра культуры Татьяна Маврина докладывала о подготовке города к 800-летию. Важно в этом то, что Маврина до сих пор и.о.

Нижегородская агломерация как тренд стратегической урбанизация

Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года, которая сегодня активно обсуждается, - это документ, создаваемый с целью отражения современных тенденций для эффективного продвижения нашего региона в будущее.

Дискуссия

Система, которая не работает

Почти неделя прошла с момента взрыва на заводе Свердлова в Дзержинске. Завалы до сих пор разбираются, угроза повторных взрывов сохраняется.

Соперникам Никитина нечего ему противопоставить

Врио губернатора удалось достойно провести чемпионат мира по футболу, начать программу цифровой экономики, ряд проектов в промышленности, подготовить и обнародовать Стратегию-2035. Поэтому он представлен избирателю довольно емко и положительно.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.