реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
16 Апреля 2024г., Вторник

МСУ ждет новая реформа


В последнем Послании Федеральному Собранию сложное положение дел в МСУ признал президент. Несомненно, что такие признания не делаются на ровном месте

Состояние местного самоуправления – одна из наболевших проблем для российской действительности. Здесь сконцентрирован целый узел вопросов, не получивших оптимального решения и постоянно усугубляющихся. Самые вопиющие из них – недостаточность ресурсов на местах, неразграниченность полномочий и ответственности в двуглавой системе управления, недовольство населения отсутствием возможности выбирать главу города напрямую.

В последнем Послании Федеральному Собранию сложное положение дел в МСУ признал президент Владимир Путин. «Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, - и вы это хорошо знаете - не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы», - заявил глава государства.

Несомненно, что такие признания не делаются на ровном месте. И аналитики хором пророчат скорую муниципальную реформу, суть которой официально пока не озвучивается. При этом надо учитывать, что по закону местное самоуправление в России не является часть системы государственной власти, но фактически все последние годы – путинского и про-путинского правления - его намеренно и упорно встраивали в эту систему. И очевидно, что, какие бы реформы ни задумывались наверху, дать МСУ возможность выйти из вертикали отнюдь не предполагается.

Обращает на себя внимание тот факт, что повсеместный возврат к всенародным выборам мэров городов и глав районов, который ожидается с момента заявления о возврате к прямым (условно и с огромным количеством оговорок) выборам глав субъектов РФ, так и не случился. В свете сегодняшних событий на Украине и, учитывая, что российская власть болезненно реагирует на то, что там происходит, опасаясь, что вирус украинской политической активности перебросится на наши территории, высказываются предположения, что возврата к прямым выборам глав МСУ не будет. Чтобы не будоражить народ политическими разборками конкурентов и не вовлекать в политическую активность с сопутствующими проявлениями в виде митингов, шествий и акций протеста.

Заявленную необходимость разобраться с проблемами муниципалитетов федералы, видимо, будут решать централизовано. В качестве одной из вероятных схем называют переход к выборности населением городских префектов, которые будут подчинены назначенному губернатором мэру. В таком случае заведомо исключается возможность политического противостояния по линии область-город, и параллельно как бы удовлетворяется потребность граждан принимать участие в формировании городского управления. Однако избранные перфекты фактически не будут иметь в руках реальных рычагов власти, поскольку функция формирования бюджета и распределения бюджетных средств на городские нужды остается у назначенного губернатором главы местного самоуправления. Не будет у префектов и реальной возможности транслировать волю избравшего их населения.

Часть экспертов придерживается другого взгляда на такую модель, считая, что она нивелирует полномочия именно главы города, поскольку реальный функционал распределяется между субъектом и низовыми муниципалитетами. Но опять же есть большие вопросы относительно того, где последние найдут финансовый ресурс для исполнения своих полномочий, а без него голые полномочия мало чего стоят. И местная власть тогда автоматически превращается в козла отпущения в случае возможного недовольства населения именно потому, что «до нее можно дотянуться рукой».

Вообще речи о том, чтобы забирать у муниципалитетов поменьше денег, пока совсем не идет. Если президент упоминает о несбалансированности, размытости полномочий и коррупции, то разумно предположить, что столь ущербные конструкции дополнительно подпитывать финансово даже опасно. Первое, что ожидает муниципальную систему – трансформация. А вот желаемое муниципальной властью увеличение доли от собранных на местах налогов – на воде вилами писано.

О том, сколько времени понадобится федералам, чтобы провести на местах муниципальную реформу – можно только гадать. Категорические пожелания Кремля принято именовать «федеральными трендами» и исполнять стремительно, даже если это не является безусловным требованием действующего законодательства. Внедрение же прочих заявленных установок и благих намерений нередко растягивается на годы, а то и вовсе не достигается своего логического финала.

Какие последствия может иметь заявленная муниципальная реформа для Нижнего Новгорода и Нижегородской области – спрогнозировать сложно. Тем более что, возможно, и на федеральном уровне пока не вычислены все ее параметры. При этом в нижегородском варианте все усугубляется сохраняющейся неопределенность по поводу фамилии будущего губернатора. Если кресло главы региона сохранит за собой Валерий Шанцев, то высока вероятность, что во главе города окажется один из нынешних градоначальников – Сорокин или Кондрашов. Если же область возглавит новый губернатор, то шансы Сорокина и Кондрашова окажутся минимальными.

Иван Измайлов


13.12.2013

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.