реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница

Изменение статуса


Полпредства  стали органом формирования в регионах  кадрового резерва и своеобразного тренинга перспективных государственных чиновников

Во второй половине мая в аппарате полномочного представителя президента Приволжского федерального округа произошли существенные кадровые перемещения.  Помощник полпреда Александр Пыков стал главным федеральным инспектором по Республике Мордовия. А прежний федеральный инспектор в Мордовии Гришин, занял ту же должность, но уже в Саратовской области. Бывший помощник полпреда президента РФ в ПФО Владимир Татарчук  был назначен начальником Главного управления Министерства юстиции РФ по ПФО. Интересно, что  все эти события практически не вызвали интереса у нижегородцев.

В Нижегородской области значимость полпредства после  ухода с должности полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко существенно снизилась, и оно перестало оказывать существенное влияние на политическую и экономическую жизнь области. Нижегородцы все меньше интересуются делами полпредства, и многие из них просто не знают, кто сейчас полпред в нашем округе.

С одной стороны, эта ситуация носит специфически нижегородский характер, поскольку первым полпредом был местный политик, обладающий в области значительным ресурсом, в том числе и кадровым, что привело к тому, что где-то за год до прихода в Нижегородскую область Валерия Шанцева команда полпреда  фактически приняла на себя функции администрации области, оттеснив предыдущего губернатора от рычагов реальной власти. Конечно, с уходом такой команды, которая, числясь формально окружной, фактически имела своей базой Нижегородскую область, ситуация со структурой управления в области не могла кардинально не измениться, и сейчас произошло восстановления естественного положения вещей, когда все нити управления сосредоточиваются в руках главы региона.

Однако произошедшее в Нижегородской области изменение статуса полпредства лишь частично объясняется фактором ухода Кириенко. Не меньшую роль сыграл процесс, который носит более широкий, общероссийский характер.

Создание института полномочных представителей президента и федеральных округов имел своей главной целью восстановление вертикали управления федеральным центром регионами. К этому моменту в регионах сложились мощные кланы, которые стали опорой для региональных руководителей, сделав самых влиятельных из них, в определенной мере, автономными по отношению к руководству в Москве. Как инструмент борьбы с ползущим региональным сепаратизмом институт полпредов с их прямой подчиненностью президенту РФ был, в целом,  достаточно эффективен, хотя и не во всех случаях.

Однако трансформация политической системы страны прошла таким способом, что стало возможным отменить выборность глав субъектов Федерации населением и перейти к фактическому их назначению непосредственно президентом. Этот вариант оказался более простым и эффективным средством установления прямого контроля над регионами со стороны центральной власти, тем более что губернаторы были одновременно и главами исполнительной власти на местах, и непосредственно подчинялись президентской администрации. То есть громоздкая система, состоящая из губернаторов, лояльных своим избирателям и местным элитам, но при этом являющимися государственными чиновниками, но стремящимися максимально ослабить зависимость от центральной власти и полпредств непосредственно подчиняющихся президенту, но имеющих разную степень влияния на ситуацию в отдельных регионах через целую сеть федеральных инспекторов, стала явно избыточной и прошла через естественную стадию радикального упрощения.

В этой связи вполне уместен вопрос о роли института полпредства в новых условиях, когда задача по восстановлению вертикали власти была решена без его участия. Наиболее простым решением была бы ликвидация полпредств как ставших уже бесполезным средством для достижения тех целей, ради которых они создавались. Кроме того, стало очевидным, что дальнейшего развития этот институт не получил, и как элемент государственного строительства он совершенно бесперспективен. Однако специфика субституциональных институтов состоит в том, что раз возникнув, они приобретают способность к трансформации и смене объекта деятельности. То есть, оставаясь по форме прежней структурой, они приобретают иное реальное содержание. Такая трансформация облегчается тем, что этот орган государственного управления не прописан в Конституции, а значит, характер его функционирования всецело находится в компетенции центральной исполнительной власти.

Таким образом, мы являемся свидетелями начавшейся субституциональной трансформации всей системы полпредства. Последние существенные кадровые перемещения в аппарате полпредства Привожского федерального округа, характер перехода чиновников на другие государственные посты позволяют сделать вывод, что полпредства  стали органом формирования в регионах  кадрового резерва и своеобразного тренинга перспективных государственных чиновников.

В этом контексте становится понятным, почему при том, что распоряжение всеми региональными ресурсами вновь перешло под контроль подконтрольных губернаторов, в аппараты полпредств продолжают перемещаться  чиновники, обладающих определенным потенциалом роста и происходит  интенсивная ротация кадров внутри полпредств, не вызванная внешне никакими чрезвычайными ситуациями.

Просто, созданный для одних целей, институт полпредства неожиданно оказался куда более востребованным в другим виде: в качестве кузницы кадров государственных чиновников высшего уровня. Так что надо внимательно следить за карьерой в полпредствах пока еще малоизвестных чиновников, поскольку именно из их среды будет формироваться новая административно-государственная элита. И кто знает - может однажды в биографии будущего президента России появится  строчка: занимал должность полномочного представителя  президента РФ в федеральном округе.

Александр Прудник

Оригинал этого материала опубликован на ленте «АПН – Нижний Новгород».


25.05.2007

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.