реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Сентября 2018г., Четверг
Сергей Борисов
Сергей Борисов

Все как-то зыбко, дребезжит

Предложение Медведева о продлении срока полномочий президента - совершенно второстепенный вопрос, который может быть специально вброшен для того, чтобы отвлечь внимание от более существенных вопросов и предложений в том числе.

Поэтому в данном случае сроки мало важны, гораздо важней процедура выборов. Если выборы проходят честно, законно, если права граждан соблюдаются, а не так как сейчас, то тогда вопрос о сроках - это вопрос технологический. Поэтому я сейчас даже не испытываю интереса к этой теме. Мне кажется, что это такой испытанный пиаровский прием. Это напоминает известный анекдот про воскресшего товарища Сталина, которого попросили о помощи, и он предложил расстрелять всех делегатов съезда и покрасить Казанский вокзал в зеленый цвет. «А почему в зеленый цвет? – «Я так и знал, что по первому пункту возражений не будет». Все это из серии «покрасить Казанский вокзал в зеленый цвет».

Что касается предложений Медведева дать представительным органам местного самоуправления возможность контролировать и отстранять от должности руководителей муниципалитетов, то непонятная сама постановка вопроса.

Дело в том, что у представительных органов власти сейчас есть возможность контролировать и снимать руководителей муниципалитетов. Если они нарушают закон, есть судебные процедуры. Они предусмотрены и такие случаи бывали. Если речь идет о каких-то контрольных случаях, то здесь вопрос в настойчивости представительного органа власти. Если легислатура, которая не позволяет вытирать о себя ноги, которая достаточно компетентна, авторитетна, то соответственно и градоначальник строит с ними отношения подобающим образом. Ему в голову не приходит забирать себе лишнего, самодурствовать и т.д. А если она подчиненная, смотрит в рот, то тогда никакими юридическими инструментами эту ситуацию не поправишь. Вот в чем корень проблемы.

Тем более там конкретного предложения все равно не вычитывается. Более того, если усилить юридические возможности по снятию, то здесь может подкрасться большая опасность. То есть, можно использовать правоохранительные органы и судебные процедуры для сведения каких-то политических и личных счетов. Было несколько случаев, когда против глав муниципалитетов возбуждались уголовные дела, иногда они заключались под стражу, но они продолжали исполнять обязанности мэра, их невозможно было отстранить. Создавалась двусмысленная ситуация. Потому что до суда человека нельзя лишать должности, тем более что дело может развалиться и он может быть признан невиновным.

Мы знаем по нашей практике, что человек может очень долго находится в этом состоянии и если усилить возможности по снятию, то у любых политических противников, личных недругов градоначальника появится соблазн, условно говоря, подбросить ему в машину героин и организовать из этого процесс отрешения от должности. Это неправильно. Я думаю, что ничего менять здесь не надо.

Другое дело, если имеется в виду подвести ситуацию к отказу от прямых выборов мэров, о чем, естественно, мечтает руководство «Единой России», поскольку у них большие проблемы именно с выборами мэров, особенно в крупных городах, об этом мечтают и всегда мечтали губернаторы.

Но я не думаю, что нужно идти в этом смысле у них на поводу, потому что идея отмены прямых мэрских выборов очень непопулярна, опять же в крупных городах. Мы проводили свои исследования, и я могу сказать, что около 80 процентов населения считает, что градоначальник должен выбираться населением. Поэтому провести-то можно, но собственно Медведев об этом прямо не говорит. Это такое темноватое место в его послании.

Что касается изменения процедуры придания властных полномочий главам субъектов Федерации, то это мало что изменит. Процедура все равно останется бюрократической. Здесь она может стать чуть-чуть менее прозрачной. Но население как было от нее отлучено, так и будет отлучено и дальше.

Поэтому я думаю, что тех проблем, которые сейчас существуют в губернаторском корпусе, таким образом решить не удастся. Мы видим, что назначенные губернаторы сыпаться один за другим – иркутский Тишанин, амурский Колесов, который и года не проработал, сейчас Зязикова спихнули, еще на очереди пять-шесть человек, у которых дела обстоят не блестяще. То есть это губернаторы, которые в принципе никогда не проходили выборы, никогда не контактировали с населением и у них, как правило, возникают серьезные проблемы. Они менее эффективны, чем губернаторы, которые избирались хотя бы когда-то, хотя бы до практики назначения. Но они по возрасту начинают уже выбывать. Кремлю уже совершенно ясно, что новая практика назначения губернаторов себя не оправдывает, тем более нужно нести ответственность за деятельность этих людей. Видимо, сделана попытка разделить эту ответственность с региональными отделениями правящей партии.

Но это все как-то очень зыбко, дребезжит, потому что Медведев предложил, чтобы кандидатуры на пост губернатора представлялись президенту только партиями, набравшими наибольшее количество голосов в данном регионе. Что значит партия получила большинство голосов? Медведев не сказал, что она должна получить больше половины голосов, просто которая получила больше всех. Наверное, это не совсем правильно, если уж придавать этому какой-то более публичный характер, то руководитель должен назначаться с учетом широких консультаций с общественно-политическими силами, с гражданскими структурами. Я думаю, что ничего хорошего из этого не выйдет, никакого улучшения ситуации, то есть это не выход из нынешнего кризиса с губернаторским корпусом.

Причина еще и в том, что сами партии устроены внутри крайне недемократично. Причем это касается всех партий. У «Единой России» Устав крайне авторитарный, и КПРФ это касается. У партий нет достаточной внутрипартийной демократии, нет свободных дискуссий, но есть засилье партаппарата, есть своя вертикаль власти. Я думаю, что в этих условиях передавать слабо демократическим структурам какие-то функции по оздоровлению процедуры назначения бессмысленно.

07.11.2008
Сергей Борисов

Контекст

Аналитика

«Дембельский альбом» Михаила Бабича. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

Поскольку экс-полпред Бабич оставляет работу в нашей области, мы составили для него своеобразный «дембельский альбом» на основании полученных в рамках проекта данных. Таким он останется в памяти нижегородских экспертов.

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 августа 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за вторую половину августа 2018 года.

Тенденции

Культурное молчание

В прошлый четверг на заседании правительства и.о. министра культуры Татьяна Маврина докладывала о подготовке города к 800-летию. Важно в этом то, что Маврина до сих пор и.о.

Нижегородская агломерация как тренд стратегической урбанизация

Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года, которая сегодня активно обсуждается, - это документ, создаваемый с целью отражения современных тенденций для эффективного продвижения нашего региона в будущее.

Дискуссия

Система, которая не работает

Почти неделя прошла с момента взрыва на заводе Свердлова в Дзержинске. Завалы до сих пор разбираются, угроза повторных взрывов сохраняется.

Соперникам Никитина нечего ему противопоставить

Врио губернатора удалось достойно провести чемпионат мира по футболу, начать программу цифровой экономики, ряд проектов в промышленности, подготовить и обнародовать Стратегию-2035. Поэтому он представлен избирателю довольно емко и положительно.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.