реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
16 Февраля 2020г., Воскресенье
Сергей Борисов
Сергей Борисов

Нужно обращаться к гражданам, а не к обывателям

Новая ситуация в обществе и мире, конечно, несколько застала врасплох не только власти, но и СМИ. Это не обвинение, но констатация определенного профессионального уровня и способности быстро и гибко реагировать на новую информационную ситуацию.

Здесь можно, прежде всего, отметить, что поскольку последние годы велась очень активная борьба за включение СМИ в деятельность органов власти, то есть прямой или косвенной инкорпорации в число субъектов произведения внутренней и внешней политики, то соответственно и большая часть СМИ ориентирована на ожидание каких-то установок, указаний, на проведение какой-то линии. Само по себе это и не хорошо, и не плохо, но этого явно недостаточно для полноценного освещения и комментирования ситуаций, особенно ситуаций внештатных.

Кроме того, все-таки большая часть СМИ, прежде всего, основные каналы телевидения, которые полностью включены в число агентов государственной политики, проводили линию на позитивную пропаганду, на некритическое освещение событий в стране, в политике. Сейчас выяснилось, что многие из них просто не готовы к тому, чтобы освещать события самостоятельно, независимо, объективно, без руководяще направляющей роли.

Поэтому существуют две крайности, которые очень четко выделяются в деятельности СМИ, особенно электронных. Прежде всего, это желание как-то приукрасить ситуацию, любой ценой трактовать ее в пользу российских властей. Другая крайность – это истерическое, апокалиптическое освещение событий. Причем обе эти крайности в каких-то частях смыкаются.

На том же самом телевидении четко разделен контент на две части. С одной стороны, это гладкий и ровный официоз, с другой стороны, это трэш-телевидение, то есть то, чем занимается НТВ, ТНТ. Внимание переключается на какие-то катастрофические, скандальные, неприглядные стороны действительности. Таким образом, внимание публики уводится от политики. В соответствии с этими форматами у нас пошло в основном и освещение: либо это заламывание рук и истеричность, либо это замалчивание, заравнивание, заглаживание ситуации, переваливание вины и ответственности на какие-то внешние силы.

Я думаю, что это неправильно, потому что в такие сложные периоды общество очень нуждается не в монологе, а в диалоге. СМИ должны быть главной площадкой, инструментом общественного диалога. Потому что из кризиса страны выходят, как показывает опыт, сплоченно. Так не бывает, что мой сосед из кризиса вышел, а я в нем остался, или наоборот, или один город из кризиса вышел, другой в нем пребывает. Очень важно чувствовать, какое-то единство, сплоченность, но не сплоченность вокруг власти, а сплоченность друг с другом, соответствующую атмосферу, которая распространяется и поддерживается в том числе СМИ.

Здесь очень важно ощущение ответственности каждого человека, то есть я что-то должен сделать, чтобы моя жизнь стала лучше. В этом смысле наши СМИ в долгу перед народом, потому что в такие минуты разговаривать нужно очень серьезно и с уважением, надо разговаривать не с обывателями, а с гражданами, надо относится к людям как субъектам, наделенным сознанием и волей, а не просто пассивным объектам пропагандистского воздействия.

К сожалению, наши СМИ за прошедшие 5-7 лет отучились от такой работы. Да, к счастью сохранилось несколько серьезных печатных изданий, но тиражи их распространения не велики и, соответственно, влияния их явно недостаточно. Повторю, что самые массовые СМИ – телевидение – пока еще пребывают в некоторой растерянности, не понимают, что и как им нужно делать. Потому что от того, что в каждом выпуске федеральных новостей по-прежнему 5-6 сюжетов освещают деятельность первых лиц, ситуация не улучшится.

Здесь очень важно освещение опыта конкретных людей, территорий, населенных пунктов, предприятий и учреждений по преодолению последствий кризиса, опыта позитивного, обмена этим опытом. Мы должны ощущать, что страна не летит в какую-то пропасть, а живет, работает, борется, что-то преодолевает. То есть, нужно в людях сейчас тренировать волевую мускулатуру, чувства самостоятельности, ответственности, инициативы. Вот что востребовано. В этом сейчас и заключается общественная миссия СМИ.

Кстати, в мире такие примеры есть, когда СМИ действительно играли большую роль в общественной мобилизации на преодоление трудностей. Я сейчас не говорю про ситуацию войны, это само собой. Но и кризис – это же тоже ситуация неординарная, которая требует какой-то повышенной мобилизации, особого психологического настроя. При мощи современных СМИ здесь можно многое сделать. Конечно, этим кризиса не преодолеешь, но создать очень мощную предпосылку можно.

Я думаю, что пока еще, к сожалению, перестройка не произошла, у нас не вернулись диалоговые форматы в СМИ. Они действительно очень нужны, нужны умные и серьезные люди в СМИ, нужны люди с позитивным настроем, их нужно показывать, продвигать, пропагандировать, нужна атмосфера конструктивной деловитости в том числе и с умением признавать свои ошибки, потому что понятно, что раз произошли такие проблемы, значит, мы допускали какие-то ошибки. И не нужно сейчас считаться с какими-то партийными, корпоративными соображениями.

Например, ситуация с газовым конфликтом с Украиной. Мы же видим, как канал НТВ, который принадлежит «Газпрому», однобоко освещает эту ситуацию, и в результате даже при экономической правоте «Газпрома» все равно непонятно - а почему наше государство и мы все как народ должны входить в очередную фазу эскалации конфликта с Украиной, нашим близким, самым дорогим нам соседом? Потому что интересы одного из хозяйствующих субъектов требуют наоборот нагнетания напряженности. Я думаю, что в такой ситуации в такое время, наверное, слишком эгоистично использовать медийные мощности для решения своих финансово-экономических проблем. Совершенно не касаясь того, кто прав кто виноват, но есть факт и есть его освещение. Освещение факта значительно превосходит по мощности и резонансу его значение. В такое время, я думаю, это несколько безответственное поведение.

Что касается нижегородских СМИ, то у нас ситуация, может быть, не так плоха, потому что не так далеко зашел процесс вот этого выстраивания СМИ. Я наблюдаю какие-то попытки быть актуальными, ведутся анализы, разговоры, но опять-таки диалоговых форматов явно не хватает. Ведь их просто несколько лет постепенно изводили, и теперь оказалось, что их нет и их надо заново возрождать, вести какие-то серьезные ток-шоу, беседы с экспертами.

Достаточно обратить внимание на программы телевидения, на рубрики печатных СМИ, чтобы понять, что сейчас СМИ оказалась неподготовлены к этому. Потому что для этого нужны соответствующие форматы, соответствующие люди, соответствующее финансирование. Сейчас это все нужно возродить, потому что очень многое разрушено.

Я уже не говорю о федеральных каналах, потому что там почти не осталось умных, серьезных, мобилизующих передач. Идет сплошной монологовый поток и решение каких-то корпоративных интересов крупных хозяйствующих энергетических субъектов. Сейчас другие задачи, другая миссия и нужно работать по-другому. Но пока я, к сожалению, перестройки не вижу.

14.01.2009
Сергей Борисов

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 января 2020 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину января 2020 года.

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 января 2020 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину января 2020 года.

Тенденции

Антидопинговая антикультура

Дисквалифицированный за допинг Труненков может стать министром спорта. Как такое возможно?

Принуждение к патриотизму

Единороссы используют административный ресурс, чтобы обеспечить сбор подписей за присвоение Нижнему Новгороду звания «Город трудовой доблести».

Дискуссия

Левкович – на выход

Сообщают, что глава администрации Балахнинского района Алексей Левкович написал заявление об уходе по собственному желанию.

Втирать порционно

Булавиновский вазелин дождался своего часа.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О неумолимости рога

Как известно, ежели стать единорогом, то рог сразу же режется и начинает расти, и хочется его как-то вздыбить или в кого-нибудь воткнуть и там три раза повернуть или хотя бы слегка поковыряться.

Оскар-2020: Награды нашли своих героев

Жаль, зачастую не тех, кто их действительно заслуживал.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.