реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
23 Октября 2018г., Вторник
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

ГАЗу нужно дожить до лучших времен

Нельзя сказать, что Олег Дерипаска не занимается судьбой ГАЗа. Другое дело, что в силу сложившейся ситуации общие долги империи Дерипаски достигают 30-34 миллиардов долларов, и эти долги надо как-то обслуживать и как-то по ним платить. А прибыль, генерируемая его предприятиями, из-за кризиса, падения цен на металлы, сокращения спроса - резко сократилась. В этой ситуации способность самого Дерипаски спасти всю империю вызывают сомнения.

При этом надо понимать, что ряд российских финансово-промышленных групп оказался в тяжелом положении из-за того, что избрали такую агрессивную стратегию расширения, когда брались кредиты под залог акций каких-то прибыльных предприятий, прибыльного бизнеса для приобретения других бизнесов. Пока экономическая ситуация была благоприятной - это была эффективная стратегия, потому что, получив контроль над следующим бизнесом, его приводили в порядок, реструктурировали, заставляли генерировать новую прибыль, и империя расширялась, общий объем получаемой прибыли расширялся, и теоретически за определенный срок можно было рассчитываться с долгами уже из большего объема поступлений.

Кризис в корне изменил ситуацию, и те, кто наиболее эффективно пользовались предыдущими возможностями, оказались в наиболее сложном положении. Но надо понимать, что это проблема, которая возникает на верхнем уровне, над предприятием, на уровне финансово-промышленной группы. То есть, там в залог, как правило, отдавались пакеты акций.

Ситуация на этаж ниже – на самом предприятии - тоже затронута кризисом. Предприятия для финансирования своей текущей деятельности использовали банковские кредиты под залог уже не акций (акции принадлежат собственнику), а под залог каких-то своих активов. Эти кредиты использовались на какие-то инвестиционные программы, на обновление производства, на запуск новых моделей. Соответственно, расплачиваться за эти кредиты предприятия должны - не собственник, не группа, которой предприятие принадлежит, а само предприятие из своих текущих доходов.

Сокращение спроса на автомобили резко эти текущие доходы уменьшило. Значит, возможность обслуживать свой кредит у предприятия резко уменьшилась. При этом надежды на то, что собственник поможет предприятию, не очень велики в силу тех проблем, которые стоят перед всей финансово-промышленной группой.

Чем грозит сложившаяся ситуация предприятию? Банки, если кредит не будет обслуживаться, имеют право забрать обеспечение. А поскольку обеспечением являются активы предприятия, то это уже может серьезно сказаться на производственной деятельности предприятия. При этом сами банки тоже не горят желанием эти активы забирать, потому что продать их в условиях кризиса кому-нибудь по сколько-нибудь выгодной цене невозможно. А начинать инициировать какой-то свой проект с использованием от полученного в залог оборудования банку тоже сейчас неинтересно: сейчас не лучшее время для запуска новых проектов. Да это и не профильный бизнес для банка, к тому же заложен не весь завод, а какие-то вещи отдельные.

Поэтому в этой ситуации самое разумное - каким-то образом дождаться лучших времен, когда экономическая конъюнктура пойдет на поправку, когда предприятие сможет получать больше доходов и расплатиться со своими прежними долгами. Но как дожить до лучших времен? Текущие долги надо обслуживать. В этой ситуации помощь правительства в какой-то степени позволяет надеяться, что предприятие сможет дожить до лучших времен.

Помощь проявляется двумя путями. Один – это предоставление каких-то льготных кредитов, которые позволяют предприятию самые срочные долги оплатить, договориться о реструктуризации других долгов, потому что основным условием реструктуризации обычно является обслуживание текущих платежей. То есть, можно договориться, что основной долг будет выплачиваться в течение большего времени, но, по крайней мере, проценты нужно выплачивать регулярно. А частично полученные кредиты помогают закрыть какие-то дорогие кредиты и заместить их более дешевыми, льготными кредитами.

Вторая форма помощи – госзаказ. Он, конечно, невелик, но, тем не менее, это некий гарантированный спрос, который позволяет на каком-то уровне поддерживать производство. То есть, не совсем его останавливать и ждать, когда же там какой-то спрос появится, а все-таки продолжать выпуск. Потому что консервация производства, а потом его расконсервация – это дополнительные расходы. В этом случае хорошо, когда хотя бы на минимальном уровне производство функционирует и таким образом окупает свое сохранение.

Хватит или нет этих средств для того, чтобы предприятие выжило - сказать сложно, поскольку все зависит от того, как дальше будет экономическая конъюнктура развиваться. Но, по крайней мере, какой-то необходимый минимум на первое время предприятию для жизнеобеспечения предоставлен. Это не значит, что там можно спокойно сложить лапки и ничего не делать. Крутиться тут нужно будет очень серьезно, но, тем не менее, эта ситуация на какое-то время не выглядит безнадежной.

Что касается Дерипаски, то я думаю, что он не будет бросать свой автомобильный холдинг. Потому что хотя это не самый выгодный бизнес в текущей ситуации, но, расставаясь с какими-то частями своей империи, я думаю, что он постарается как-то вытащить автомобильный холдинг.

И дело здесь не в стратегической прибыльности этого проекта. Я не думаю, что в стратегической перспективе ГАЗ умрет, но я не думаю, что это Клондайк, на котором можно будет делать миллиарды, как на производстве алюминия или в строительной сфере. Тем не менее, это придает холдингу Дерипаски определенную респектабельность и выделяет его, делая не просто коммерсантом, который вкладывает деньги туда, где он готов получить прибыль, а там где прибыли нет, спокойно выходит из проекта и сохраняет свои капиталы.

В этом случае действительно правомерен вопрос о том, почему государство должно помогать спасать его предприятие. Сохранение стратегических процессов позволяет ему рассчитывать на большее внимание государства. Поэтому я думаю, что если ему придется расстаться с частью своей империи, то ГАЗ будет предпоследним в списке.

02.04.2009
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 октября 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за первую половину октября 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (3-й квартал 2018 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за 3-й квартал 2018 года.

Тенденции

Метро и градозащитники

Как многие помнят, метро на пл. Горького могло появиться еще в начале 90-х. Но тогда помешали акции протеста, вдохновленные молодым депутатом Борисом Немцовым.

Первая отставка в ПФО

Наконец-то отставки глав регионов добрались и до Приволжского федерального округа. Сегодня глава Башкирии Рустэм Хамитов попросил президента об отставке.

Дискуссия

Большой брат

Тут вот многие смеются над назначением заместителем главы администрации Нижнего Новгорода по IT 29-летнего выпускника МИСИС Алексея Карапузова. Но на самом деле парень не так-то прост, как это может показаться на первый взгляд.

"Урожай" по-нижегородски

Эта статья не имеет прямого отношения к нижегородскому футболу. Однако стратегия, с которой краснодарскую "Кубань" заменяли в регионе на краснодарский же ФК "Урожай" оооочень сильно смахивает на то, что провернули у нас, заменяя "Волгу" "Олимпийцем".

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.