02.04.2009 |
Дмитрий Скворцов
|
19 Марта 2024г., Вторник |
|
Нельзя сказать, что Олег Дерипаска не занимается судьбой ГАЗа. Другое дело, что в силу сложившейся ситуации общие долги империи Дерипаски достигают 30-34 миллиардов долларов, и эти долги надо как-то обслуживать и как-то по ним платить. А прибыль, генерируемая его предприятиями, из-за кризиса, падения цен на металлы, сокращения спроса - резко сократилась. В этой ситуации способность самого Дерипаски спасти всю империю вызывают сомнения. При этом надо понимать, что ряд российских финансово-промышленных групп оказался в тяжелом положении из-за того, что избрали такую агрессивную стратегию расширения, когда брались кредиты под залог акций каких-то прибыльных предприятий, прибыльного бизнеса для приобретения других бизнесов. Пока экономическая ситуация была благоприятной - это была эффективная стратегия, потому что, получив контроль над следующим бизнесом, его приводили в порядок, реструктурировали, заставляли генерировать новую прибыль, и империя расширялась, общий объем получаемой прибыли расширялся, и теоретически за определенный срок можно было рассчитываться с долгами уже из большего объема поступлений. Кризис в корне изменил ситуацию, и те, кто наиболее эффективно пользовались предыдущими возможностями, оказались в наиболее сложном положении. Но надо понимать, что это проблема, которая возникает на верхнем уровне, над предприятием, на уровне финансово-промышленной группы. То есть, там в залог, как правило, отдавались пакеты акций. Ситуация на этаж ниже – на самом предприятии - тоже затронута кризисом. Предприятия для финансирования своей текущей деятельности использовали банковские кредиты под залог уже не акций (акции принадлежат собственнику), а под залог каких-то своих активов. Эти кредиты использовались на какие-то инвестиционные программы, на обновление производства, на запуск новых моделей. Соответственно, расплачиваться за эти кредиты предприятия должны - не собственник, не группа, которой предприятие принадлежит, а само предприятие из своих текущих доходов. Сокращение спроса на автомобили резко эти текущие доходы уменьшило. Значит, возможность обслуживать свой кредит у предприятия резко уменьшилась. При этом надежды на то, что собственник поможет предприятию, не очень велики в силу тех проблем, которые стоят перед всей финансово-промышленной группой. Чем грозит сложившаяся ситуация предприятию? Банки, если кредит не будет обслуживаться, имеют право забрать обеспечение. А поскольку обеспечением являются активы предприятия, то это уже может серьезно сказаться на производственной деятельности предприятия. При этом сами банки тоже не горят желанием эти активы забирать, потому что продать их в условиях кризиса кому-нибудь по сколько-нибудь выгодной цене невозможно. А начинать инициировать какой-то свой проект с использованием от полученного в залог оборудования банку тоже сейчас неинтересно: сейчас не лучшее время для запуска новых проектов. Да это и не профильный бизнес для банка, к тому же заложен не весь завод, а какие-то вещи отдельные. Поэтому в этой ситуации самое разумное - каким-то образом дождаться лучших времен, когда экономическая конъюнктура пойдет на поправку, когда предприятие сможет получать больше доходов и расплатиться со своими прежними долгами. Но как дожить до лучших времен? Текущие долги надо обслуживать. В этой ситуации помощь правительства в какой-то степени позволяет надеяться, что предприятие сможет дожить до лучших времен. Помощь проявляется двумя путями. Один – это предоставление каких-то льготных кредитов, которые позволяют предприятию самые срочные долги оплатить, договориться о реструктуризации других долгов, потому что основным условием реструктуризации обычно является обслуживание текущих платежей. То есть, можно договориться, что основной долг будет выплачиваться в течение большего времени, но, по крайней мере, проценты нужно выплачивать регулярно. А частично полученные кредиты помогают закрыть какие-то дорогие кредиты и заместить их более дешевыми, льготными кредитами. Вторая форма помощи – госзаказ. Он, конечно, невелик, но, тем не менее, это некий гарантированный спрос, который позволяет на каком-то уровне поддерживать производство. То есть, не совсем его останавливать и ждать, когда же там какой-то спрос появится, а все-таки продолжать выпуск. Потому что консервация производства, а потом его расконсервация – это дополнительные расходы. В этом случае хорошо, когда хотя бы на минимальном уровне производство функционирует и таким образом окупает свое сохранение. Хватит или нет этих средств для того, чтобы предприятие выжило - сказать сложно, поскольку все зависит от того, как дальше будет экономическая конъюнктура развиваться. Но, по крайней мере, какой-то необходимый минимум на первое время предприятию для жизнеобеспечения предоставлен. Это не значит, что там можно спокойно сложить лапки и ничего не делать. Крутиться тут нужно будет очень серьезно, но, тем не менее, эта ситуация на какое-то время не выглядит безнадежной. Что касается Дерипаски, то я думаю, что он не будет бросать свой автомобильный холдинг. Потому что хотя это не самый выгодный бизнес в текущей ситуации, но, расставаясь с какими-то частями своей империи, я думаю, что он постарается как-то вытащить автомобильный холдинг. И дело здесь не в стратегической прибыльности этого проекта. Я не думаю, что в стратегической перспективе ГАЗ умрет, но я не думаю, что это Клондайк, на котором можно будет делать миллиарды, как на производстве алюминия или в строительной сфере. Тем не менее, это придает холдингу Дерипаски определенную респектабельность и выделяет его, делая не просто коммерсантом, который вкладывает деньги туда, где он готов получить прибыль, а там где прибыли нет, спокойно выходит из проекта и сохраняет свои капиталы. В этом случае действительно правомерен вопрос о том, почему государство должно помогать спасать его предприятие. Сохранение стратегических процессов позволяет ему рассчитывать на большее внимание государства. Поэтому я думаю, что если ему придется расстаться с частью своей империи, то ГАЗ будет предпоследним в списке. |
КонтекстХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомДоля платного образования растетПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаДействительность требует латать дыры в трубахНа решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально. Все это затянулось до неприличияКонцессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц. ТенденцииМы теряем самое главное – вид города с ВолгиМимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький. Школа надувания щекОтказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта. ДискуссияВертикальная посадкаСиловики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»? Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. |
|