реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
23 Октября 2018г., Вторник
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

Договоренность должна быть цивилизованной

Попытка губернатора и правительства Нижегородской области заставить торговые сети продавать, а нижегородцев покупать продукцию местных производителей – это проблема, которая касается не только нашего региона. И суть ее заключается в том, что торговые сети за счет масштабов своей работы, за счет присутствия во множестве регионов позволяют снизить издержки, повысить проходимость товаров. То есть, это более современный, более технологичный формат торговли, но эта большая технологичность позволяет им навязывать некрупным производителям более жесткие условия.

С одной стороны, их можно понять – им удобнее иметь дело с равновеликими игроками, им удобно, чтобы им поставляли или сразу крупные партии, чтобы они по своей логистике их распределяли, по всей сети, или же поставляли в разные регионы, логистические центры, чтобы опять же минимизировать издержки.

С крупными производителями об этом можно вести речь, с мелкими региональными производителями об этом речь вести нельзя, поэтому торговые сети пытаются выдвинуть к ним другие требования – какие-то входные бонусы и так далее.

То есть, с одной стороны – экономической – с точки зрения эгоистических интересов сети это оправдано, а с другой получается, что местные, не очень крупные товаропроизводители оказываются в ситуации, когда доступ к торговым организациям, через которые идет значительный поток товаров, у них затруднен. И в менее крупные торговые организации им попасть тоже сложно, потому что из какого-нибудь Городца везти молоко в какой-нибудь Арзамас или Саров – это, в общем-то, сложно.

В основном, у нас есть или торговые сети большие, или небольшие магазины, товар которым поставляется через каких-то оптовиков или чуть ли не со складов тех же структур, подобных сетевой. Ну как, например, у нас 80 процентов фруктов завозит одна компания «Фрукты-продукты» и все, что потом появляется у частных торговцев на рынке и в большинстве сетевых магазинов – это в основном завозится через одну компанию. Поэтому для импортных продуктов, которые здесь не производятся – это хорошо, это обеспечивает нам более низкие цены на марокканские мандарины, на мексиканские, вьетнамские бананы ли откуда их там – из Колумбии – привозят, но для товаров, которые производятся в Нижегородской области – это не очень хорошо.

Мы сталкиваемся с тем, что наши производители продают нашим покупателям меньше, чем могли бы, из-за вот такой особенности торговли. Она объективно сложилась, у нас нет, допустим, большой торговой сети, которая бы охватывала хотя бы все «Райцентры» - всю территорию региона, из которой могли бы попасть нижегородские производители, это   соответственно легче, чем какой-нибудь крупный хороший производитель, но находящийся где-нибудь в Подмосковье или в Татарстане. У нас своей такой сети нет, основная масса товарооборота идет через крупные сетевые магазины, и раз мы пока не вырастили свою сеть, значит надо как-то договариваться вот с этими крупными сетями.

Будет ли способствовать такая политика региональных властей тому, что каждый регион будет замыкаться сам в себе и обосабливаться от других регионов - зависит от того, будет ли применено чувство меры. Я общался с нашими сельхозпроизводителями – с молочной отраслью, например – и они говорят, что их присутствия в регионах Поволжья вообще практически нет. В дорогих магазинах, где продаются продукты элитного уровня, которые местными не выпускаются, присутствуют какое-нибудь финское масло или новозеландское, еще что-то, но обычному производителю из другого региона со своими товарами туда не попасть.

Там все, даже мелкие магазины, знают – поставишь на полку и придет пожарная инспекция, санэпидеминспекция – замучат проверками. То есть, официально там этих решений нет, но на неофициальном уровне все знают – не хочешь неприятностей – торгуй только местным.            

Если молочная отрасль и животноводство составляет в экономике региона значительную долю, и они ее поддерживают и выделяют большие для своего бюджета дотации, то понятно, что они всеми силами стараются это защитить. Понятно, что для соседей это плохо и полностью копировать такое поведение неправильно: здесь важен баланс.

Договориться с существующими торговыми сетями о том, чтобы товары  наших производителей легче попадали на полку – наверное, это правильно. Вопрос в том, чтобы это была цивилизованная договоренность, чтобы сети были в равном положении.

Потому что если кого-то обяжут 85 процентов нижегородской продукции на полках иметь, а другие будут заманивать покупателей тем, что у них есть и дешевле, и богаче, и разнообразнее – то это тоже будет неправильно. Это будет нажим региональной власти на одного субъекта экономической деятельности, а не выстраивание единой экономической политики, единых условий работы для всех субъектов. В этом смысле у нас недостаточно хорошо прописаны законы, и многое зависит от ответственности региональной власти и ее чувства меры.

09.07.2009
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 октября 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за первую половину октября 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (3-й квартал 2018 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за 3-й квартал 2018 года.

Тенденции

Метро и градозащитники

Как многие помнят, метро на пл. Горького могло появиться еще в начале 90-х. Но тогда помешали акции протеста, вдохновленные молодым депутатом Борисом Немцовым.

Первая отставка в ПФО

Наконец-то отставки глав регионов добрались и до Приволжского федерального округа. Сегодня глава Башкирии Рустэм Хамитов попросил президента об отставке.

Дискуссия

Большой брат

Тут вот многие смеются над назначением заместителем главы администрации Нижнего Новгорода по IT 29-летнего выпускника МИСИС Алексея Карапузова. Но на самом деле парень не так-то прост, как это может показаться на первый взгляд.

"Урожай" по-нижегородски

Эта статья не имеет прямого отношения к нижегородскому футболу. Однако стратегия, с которой краснодарскую "Кубань" заменяли в регионе на краснодарский же ФК "Урожай" оооочень сильно смахивает на то, что провернули у нас, заменяя "Волгу" "Олимпийцем".

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.