реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
9 Апреля 2020г., Четверг
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

Простого рецепта не существует

Власти поздно решили вмешаться в конфликт в нижегородском ТЮЗе, сделать придется и это еще раз. Ни к чему хорошему это не приведет, но деться будет просто некуда. Это напоминает ситуацию, когда со скандалом разводятся ваши близкие друзья: с каким советом ни полезь, как ни попытайся их примирить или поддержать одного из них, - все равно в результате окажешься виноватым.

С болью могу сказать, что в ТЮЗе работают люди, которые мне симпатичны, причем, и в той и другой группе противостоящих друг другу людей. И как мне кажется при взгляде со стороны, острота противостояния сейчас достигла той точки, когда примирения не получается, стороны (может быть, одна из них в большей степени) не готовы к конструктивной работе вместе, в рамках одного театра, одной сценической площадки. И в результате любые действия каждой стороны объективно направлены против другой стороны, то есть на развал театра. Можно ли из этих осколков еще что-то склеить, или же это театр будет дальше дробиться, разваливаться и гибнуть, я сказать не могу.

То, что в театре давно была проблема с эффективным управлением в смысле хозяйственной и финансовой деятельности – это объективный факт. Театрам сейчас и так нелегко живется, особенно в провинции (а мы все-таки, к сожалению, не театральная столица, хотя у нас когда-то был достаточно высокий потенциал, да и сейчас он во многом сохраняется). И у театра не будет таких достаточно комфортных условий с точки зрения творческой свободы от финансово-хозяйственных рамок, как у многих театральных проектов в Москве или в Питере. Не будет такой свободы от некой бюджетной поддержки с вытекающими из этого обременениями по репертуарной политике. И здесь, если говорить о Театре юного зрителя, не самый одиозный случай, поскольку какие-то вещи можно делать в рамках «госзаказа» для школьников. Да, это не лучшая форма для заполнения театра зрителями, но, тем не менее, и не самая худшая форма приобщения молодежи к культуре.

Понятно, что эти вопросы требуют одного управленческого подхода, а работа с творческими людьми, которые живут по своему внутреннему пониманию своего творческого долга - другого. (Как это у Пушкина – «ты царь: живи один. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум».) Но эта ситуация, ее внешние ограничения душат, и можно ли в одну телегу запрячь «коня и трепетную лань», можно ли совместить тот и другой подходы? Наверное, иногда можно, когда между людьми, которые там работают – и в рамках одной парадигмы, и в рамках другой парадигмы, – находится общий язык, существуют отношения сотрудничества, взаимопонимания и так далее. 

Но когда дело дошло до такого противостояния, я не вижу простых рецептов, чтобы не формально привести стороны к согласию, а добиться того, чтобы театра жил и развивался, и чтобы та и другая половина чувствовали себя комфортно с точки зрения возможностей для реализации своих творческих планов. Я не вижу, что мог бы сделать в этом смысле по-другому губернатор, что он вообще может сделать (или не губернатор, а министр культуры или кто-то другой). Так же я понимаю и то, что Союз театральных деятелей должен всегда поддерживать тех своих подопечных, чьи возможности для творчества ограничиваются действиями власти. Но это не значит, что у СТД есть рецепт, как сделать все хорошо и правильно.

Профсоюз театральных деятелей должен защищать своих членов – он это делает, и это правильно. Губернатор со своей стороны делает то, что власть может делать, но правда власти и правда творца, как мы помним еще на примере Пушкина и Александра I, не всегда совпадают, не всегда могут реализоваться вместе. И в этом смысле очень жалко, что наш замечательный Театр юного зрителя, который в свое время был даже не в России, а в Советском Союзе третьим-четвертым, сейчас находится в таком положении, что речь идет не о том, как вернуть былую славу, а о том, чтобы ему остаться работоспособным театром хотя бы на том уровне, который есть сейчас.

Хочется верить, что решение будет найдено, что в нашем городе останется не только здание ТЮЗа, но и творческий коллектив, который нас будет радовать спектаклями. Театр, в который мы будем ходить – и не только пожилые театралы, но и молодежь, которая начинает интересоваться культурой.

25.02.2010
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 марта 2020 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину марта 2020 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-29 февраля 2020 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину февраля 2020 года.

Тенденции

Антидопинговая антикультура

Дисквалифицированный за допинг Труненков может стать министром спорта. Как такое возможно?

Принуждение к патриотизму

Единороссы используют административный ресурс, чтобы обеспечить сбор подписей за присвоение Нижнему Новгороду звания «Город трудовой доблести».

Дискуссия

Больше ада: Школа в условиях самоизоляции

Весенние каникулы в Нижегородской области завершились. Школьники оказались в условиях дистанционного обучения. Вся тяжесть неготовности образовательной системы к такому формату обрушилась на детей, учителей и родителей.

Дезертир с большой дороги

С 7 апреля в Нижнем Новгороде перестали работать маршруты Т-14, Т-79, Т-89, Т-63, Т-92 и Т-39.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О великом движении энергий и великом Народе-двигателе

Как известно, Народ по природе своей велик, но невежествен и пребывает в затмении. Посему работает он тяжко, а отдыхает – и того пуще.

Судьба играет человеком, а человек играет на трубе

«Офицер и шпион», возможно, самый примечательный европейский фильм прошлого года. Его поставил во Франции 86-летний Роман Полански, один из последних представителей великого режиссёрского поколения.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.