реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Ноября 2018г., Вторник
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

Закон о митингах сам по себе не является «драконовским»

Так называемый закон о митингах, который был принят в трех чтениях Государственной думой Российской Федерации и одобрен Советом Федерации, имеет, на мой взгляд, логические основания к тому, чтобы быть принятым. Другое дело, что, вероятно, данный законопроект не имело смысла принимать в такой спешке. Хотя, с другой стороны, если бы подобный законопроект был принят гораздо раньше, например, - в декабре 2011 года, я не берусь предсказать, какие были бы последствия действия такого закона для всей современной российской политической ситуации.

Комментируя закон о митингах, в том его виде, в котором он был принят Государственной думой, часто обращают внимание на размеры штрафов за противоправную деятельность во время массовых акций, которые предусмотрены в этом законе. Однако, с моей точки зрения, штрафы эти вполне соразмерны со средними цифрами по заработной плате, которая существует в нашей стране.

Иными словами, штрафы эти не столь уж и велики относительно того, какими их можно представить. Если сравнивать их размеры с размерами штрафов, установленных за аналогичные противоправные действия за рубежом, то цифры эти будут так же вполне сопоставимы. Разумеется, штрафы эти большие. Однако называть их «драконовскими» я бы все-таки не стал.

Если уж мы говорим о том, что жизнь в обществе должна проходить в цивилизованных рамках, то никто, я думаю, не будет ставить под сомнение то, что государство обязано поддерживать в стране порядок.

Власть привлекает для обеспечения этого порядка значительные силы, в том числе — и в ходе массовых акций на российских площадях и улицах, во время шествий и митингов. Ответственность за беспорядки должны нести, в том числе, не только силы правопорядка, но и организаторы таких массовых акций.

В цивилизованных государствах  всегда бывает так, что что-то для обеспечения порядка в ходе массовых акций делается властями, а что-то — и самими участниками и организаторами таких акций. И если организаторы не умеют, не могут обеспечить порядок, то против них должны применяться санкции.

Подытоживая сказанное, я хочу подчеркнуть, что закон о митингах сам по себе не является «драконовским». С другой стороны, необходимо, конечно, учитывать не только закон сам по себе, но и возможную практику его применения.

Здесь могут возникнуть совершенно разные моменты. Если не дай бог кто-то вышел на улицу или площадь не с белыми повязками, а с «коктейлем Молотова» в руках — то здесь, я думаю, и штрафа, каким он при этом ни будь по размеру, будет мало.

С другой стороны, среди сугубо мирных участников массовой акции, которая также несет сугубо мирный характер, могут оказаться так называемые «засланный казачки». Как вести себя в этой ситуации как организаторам акции, так и представителям сил правопорядка? Как будут выстраивать свое взаимодействия обе эти стороны? «Это не наши», - будут утверждать организаторы массовой акции, имея в виду провокаторов различного рода - прислушаются ли к ним представители власти?

Думаю, в какой-то мере здесь мог бы использоваться некий «накопительный» принцип: если организаторами массовых акций будут выступать одни и те же люди и каждый раз на таких акциях будут происходить нарушения, то, наверное, имеет смысл лишать этих людей права проводить подобные мероприятия. Этот как в футболе, когда показанная судьей игроку желтая карточка со временем может превратиться в красную.

Я бы проводил такую процедуру лишения, а точнее сказать ограничения прав через суд. И лишал этих прав на время — скажем, на год.

Когда же представители сил правопорядка будут действовать «по автомату», то результат вообще предсказать сложно...

Учитывая практику правоприменения в нашей стране, я не исключаю того, что принятый закон может и серьезно сказаться в частности на лидерах протестного движения.

08.06.2012
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

Социологический портрет Ивана Носкова. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

Иван Носков был включен в рейтинг нижегородских политиков в середине сентября – с пятой волны замеров. Последующие события подтвердили правильность такого решения: он стал и.о. главы Дзержинска.

Принципы формирования бюджета и межбюджетных отношений в Нижегородском регионе

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 1 ноября 2018 года

Тенденции

Включились законы кармы

Сегодня нижегородские СМИ, наконец, заметили, что Анатолий Молев вернулся в областной минстрой с повышением – на должность первого зама.

Дело Бочкарева-Воронова

Александру Бочкареву на полгода продлили домашний арест. На полгода! В деле очень много непонятных вещей, с которыми должен разобраться суд.

Дискуссия

БезДумНО 

Вот уже год в нижегородском Кремле обсуждают возможность роспуска регионального парламента. Разговоры об этом то усиливаются, то утихают. В зависимости от активности лоббистских групп. Сейчас этап очередного обострения.                      

Большой брат

Тут вот многие смеются над назначением заместителем главы администрации Нижнего Новгорода по IT 29-летнего выпускника МИСИС Алексея Карапузова. Но на самом деле парень не так-то прост, как это может показаться на первый взгляд.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.