реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Января 2018г., Суббота
Роман Амбарцумян
Роман Амбарцумян

Можно ли прыгнуть выше тренда?

Недавно мой хороший приятель, видимо удивленный отчетом Валерия Шанцева, который тот сделал перед депутатами Законодательного собрания Нижегородской области, задал непростой вопрос: может ли бюджет региона  быть социальнее бюджета  Правительства РФ на фоне социального (в кавычках) государства?

Может ли отдельно взятый губернатор «сломать» федеральный тренд и резко из него выбиться?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно определиться с базовыми понятиями в чиновничьей  системе координат.

По отдельности все россияне прекрасны и умны, и все наши мысли на кухне и на природе посвящены судьбам Родины. Все резко меняется, как только такой обыватель попадает в чиновничью стаю. Он тут же  приобретает характерные черты и привычки, так хорошо описанные зоологами у социальных животных.

Речь идет о повадках стаи и принципах построения нейронной сети. Возьмем для сравнения муравьев.

Если в замкнутый контур бросить несколько муравьев, то ничего не произойдет: они буду бегать также хаотично, как броуновские частицы. Это - хаотичное общество без управления (Россия 1990-х годов). По мере незначительного увеличения количества муравьев – все также продолжается.

Лишь на каком-то количестве муравьев происходит чудо: вдруг они начинают что-то организовано делать, одни ходят за едой, другие всех охраняют, третьи - разведывают, четвертые - подворовывают. Каким-то чудом налаживается порядок, объясняемый некоторыми учеными тем, что возникает нейронная сеть, связывающая муравьев. И им больше никто особо не нужен. Кроме…

Кроме тли, которую они пасут и питаются ее сиропом …

Муравьи, как истинные чиновники,  выполняют за тлей всю тяжелую работу, прокладывают тоннели к корням, ухаживают за их яйцами, а вылупившуюся молодь «расквартировывают» на корнях незанятых деревьев.

Вообще-то все люди на планете – это тоже нейронная сеть, только чиновники из этого ряда резко выбиваются нейронной сетью собственной, замкнутой. Этот общий интеллект всегда занят своими делами, спущенными сверху. Как ведет себя муравьиная королева и какие сигналы посылает, так все и отрабатывается. Как какой муравей что-то нашел – все туда по очереди по следам, по запаху...

Если с этой точки зрения подходить к чиновничьему аппарату - то пиши пропало, везде все примерно по одной схеме: и иерархия, и домики, и охрана, и ухаживание за тлей.

Поэтому, отвечая на поставленный вначале рассказа вопрос, должен сказать: все одинаково, просто размеры муравейников разные. В такой нейронной сети нельзя мыслить иначе, не по-муравьиному, в противном случае ты просто вылетишь. Потому что дополнительными усилиями создашь избыточную напряженность в системе.

Касательно терминологии: как  бюджет может быть вообще «социальным»? Когда он так и так, просто оп определению, социальный?

Назовите мне строчку в любом бюджете, которая не социальна - их попросту нет. Все они так или иначе связанны с общественно-экономическими потребностями общества и направлены на удовлетворение нужд граждан.

В связи с этим - резонный  вопрос: а  бывают ли все-таки несоциальные бюджеты? Скажем, вот затраты на военное оборудование (это - из федерального бюджета). Строчки бюджета, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, с медициной, образованием и прочими проектами – архисоциальные. Поэтому спорить о том, что тут социальнее – это манипулятивный бред.

Затраты в бюджете на строительство корпуса для администрации области с определенного взгляда тоже социальны, так как это помещение – помещение для работы тех, кто в конечном итоге в обществе оказывает государственные услуги населению.

Логичнее было бы сравнивать расходы на душу населения между схожими городами. И смотреть реальную эффективность  расходов. Нужны именно ключевые показатели эффективности работы чиновников. Существующая система с интегральными показателями и т.п. - не полная и не отражает реалии, коэффициенты подгоняются. Можно радоваться притоку инвестиций, а общество в то же самое время будет недовольным и несчастливым. Нужны, стало быть, и качественные оценки социального самочувствия.

Общий курс, заданный правительством страны, в отдельно взятом регионе исправить почти невозможно. Губернаторы – они как маленькие лодки, плывущие в строго заданном направлении, почти не имеющие возможностей для больших маневров. Да, можно улучшать какие-то параметры (больше крупных строек, больше денег из федерального бюджета, больший приток инвесторов), и здесь, возможно, Валерий Павлинович - лучший. Не спорю, дороги у нас лучше в области, чем в тех регионах,  где я был, крупные проекты - это отлично, лоббистские возможности великолепны.

Есть и перегибы. Просто окружение слишком рьяно  хвалит достижения, не показывая очевидных вещей, бережливо спасая его от критики. А речь идет о конструктивной критике. Т.е. обратная связь совершенно не налажена.

Даже скрытую аналитику часто дают наверх искаженной. Если бы общественность (не ангажированная), хотя бы раз в месяц публиковала бы аналитику о происходящих событиях в культурном, экономическом, общественном самочувствии – пожалуй, это было бы лучшим подспорьем, чем хвалебные комментарии, о том, что уже сделано.

Я считаю, что потенциал нижегородского губернатора очень велик и сейчас он не используется в полной мере. Отрадно, что то, что говорит Валерий Павлинович – он это выполняет. Это резко выделяется на фоне политики двойных стандартов на федеральном уровне.

Это - факт и это - основное положительное отличие. С 2005-го года почти все заявления Шанцева (возможно, кроме гигантских проектов в стиле а-ля СССР) были в той или иной мере исполнены. За это нельзя не уважать.

И вот что еще хочется сказать. Вместо «социального» тренда хотелось бы понять и экономический тренд. Как исправить тренд на вытеснение малого и среднего бизнеса в Нижнем? Как избавиться от бесконечного давления чиновников? Что ждет в ближайшие три года предпринимателей города?..

22.06.2012
Роман Амбарцумян

Контекст

Аналитика

Октябрь 17-го в Нижнем Новгороде: уроки истории

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 1 ноября 2017 года

Белые пятна образа будущего России

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 4 октября 2017 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.