14.09.2006 |
Галина Клочкова
|
29 Марта 2024г., Пятница |
|
Главный вопрос, на который должны отвечать люди, ответственные за образование - «зачем?». В школьной программе так много предметов, которые кажутся нам обязательными, важными, но дети всегда задают этот простой вопрос. Зачем нам изучать то-то или знать то-то? Вот теперь мы должны изучать еще и «Основы православной культуры» - как школьный предмет. Сразу ловушка - дети не воспринимают школьные предметы, как что-то, имеющее отношение к жизни. Рассчитывали разработчики этого предмета на такой результат, чтобы православие, как очень важная часть жизни народа, превратилась в не имеющий отношения к жизни школьный предмет? Я думаю, нет. Они хотели другого. Но тогда средства для выполнения цели выбраны абсолютно неправильно. Школа - это очень важный этап в жизни каждого человека, и связан он, в первую очередь, с развитием социальных навыков. А иногда даже с привитием социальных навыков. Тогда мы говорим о том, что в школе у ребенка должна возникать потребность в некоем духовном откровении. Она выражается достаточно просто - ребенок задает вопросы: «что такое добро?», «что такое зло?». Он задает их в начальной школе, пока маленький. Пореже, но все же пытается их задавать, будучи уже более взрослым - скажем, на уроках литературы, когда сталкивается с произведениями наших классиков, которые, так или иначе, апеллируют к этическим законам христианства, православия. Но мы никак не можем отдать себе отчет, что в условиях школы ребенок к откровению не готов - и по месту, и по времени. В нашей школе, например, дети изучают мифологию - сказки, попросту говоря, а потом историю мировых религий. И это, по крайней мере, честно. Мы предлагаем им понять и почувствовать, как формировался опыт целого народа. Полученные знания могут способствовать возникновению у детей потребности в духовном наставничестве, и они придут в церковь. Кто-то придет в православный храм, кто-то в синагогу, кто-то в костел, кто-то в мечеть - важно, чтобы возникла потребность. Но - потребность школьным предметом не формируется. Это путь неправильный. Потребность формируется постижением важных социальных навыков. Например, я хочу жить в мире и в дружбе, я хочу, чтобы меня понимали, и я хочу понимать других - что мне может в этом помочь? Возможно, знание каких-то важных жизненных законов, которые не изучаются наукой. А кем они рассматриваются? Кто-то, пытаясь понять эти законы, займется философией, а кто-то придет к Богу. Но у каждого в этом случае - свой путь. Я думаю, что начало преподавания в школе основ религиозной культуры - очень опасная тенденция. Она, во-первых, не имеет отношения к закону об образовании. И школу нельзя делать площадкой для реализации каких-то идей, которые имеют отношение к формированию общественной, государственной жизни. И, с другой стороны, очень важно понимать, что опасно это тем, что вместо добра, вместо хорошего, мы можем получить совершенно обратный результат. Потому, что в детстве человек настолько открыт, настолько искренен, что малейшую фальшь прекрасно чувствует и прекрасно с ней справляется, но больше такого доверия и такого внимания к этой теме от него будет добиться невозможно. Я бы очень хорошо подумала, прежде, чем принимать решения такого рода. А узнать историю всех мировых религий ребенок может из соответствующего предмета, который и нужно преподавать, если мы хотим видеть наше общество цивилизованным и толерантным. |
КонтекстХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомДоля платного образования растетПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаДействительность требует латать дыры в трубахНа решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально. Все это затянулось до неприличияКонцессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц. ТенденцииМы теряем самое главное – вид города с ВолгиМимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький. Школа надувания щекОтказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта. ДискуссияВертикальная посадкаСиловики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»? Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. |
|