реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
17 Июля 2018г., Вторник
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

Нужно тянуться, чтобы соответствовать

Вчера министр экономического развития правительства РФ Алексей Улюкаев практически впервые признал, что нынешнее состояние экономики РФ можно оценить как стагнацию, однако рецессии Минэкономразвития при этом не ожидает.

Один из вопросов, которыми задаются в этой связи эксперты - можно ли преодолеть негативные процессы в отечественной экономике, используя такие сравнительно новые для нее «инструменты», как малый и средний бизнес. Ведь развитие малого и среднего бизнеса в том числе сделало западные экономики развитыми настолько, насколько они развиты сейчас.

Тут нужно различать две вещи - проблему, существующую объективно, и проблему субъективную.

Вопрос начинается с анализа, какова структура у малого и среднего бизнеса у нас - и какова она на Западе. В принципе и на Западе структура эта различна. Там тоже где-нибудь в куротно-прибрежной зоне или в небольших туристически-ориентированных городах малый и средний бизнес носит, прежде всего, обслуживающий характер - это небольшие магазинчики, лавочки, гостинички - все для туристов. Это правильно и естественно.

Но на Западе также очень развит и малый и средний бизнес инжиниринговый, сервисный, который обслуживает крупные производства. И, собственно говоря, мобильность западной экономики во многом обуславливается тем, что крупная компания сосредотачивается на разработке новых технических решений, на разработке в рамках собственных компетенций на уровне создания нового продукта, а вопрос о том, как отказаться от производства вот этой вот фитюльки и начать производство другой фитюльки решается очень просто. Дается заказ малому и среднему бизнесу - и дальше тот, кто производил фитюльку, уже вышедшую из «технологической моды», оказывается перед трудной проблемой - но это уже его собственная проблема. Всегда найдется тот, кто в то же самое время уже налаживает производство новой, технологически востребованной фитюльки - и он оказывается на коне, он расширяет свое производство и получает все большую прибыль. И, в общем и целом, таким образом в макроэкономическом масштабе осуществляется и всеобщая мобильность, и всеобщее развитие.

У нас же в России вопрос участия малого и среднего бизнеса в работе на крупные компании, на крупное производство, в общем-то, не решен. И вопрос «борьбы с монополизмом», как у нас говорят, касается не только монополизма в жилищно-коммунальном хозяйстве или доступа независимых производителей газа к «газпромовской» трубе. Он касается и того, чтобы наши крупные компании развивали аутсорсинг и делали бы открытые и прозрачные условия для собственной работы с предприятиями малого и среднего бизнеса. Вот тогда это будет действительно прорывом - и тогда у малого и среднего бизнеса действительно появится окно возможностей, каких еще у нас не было.

Но при этом надо понимать, что тот малый и средний бизнес, который есть у нас в России сегодня, во многом представлен предприятиями типа «купи-продай», многие из которых еще не очень далеко вышли из своей «шинели» времен Черкизовского вещевого рынка. И которые, соответственно, не понимают, как выживать и конкурировать в таких условиях, когда наступают всякие сетевые магазины, новые форматы торговли, и которые хотят вернуть тот беспошлинный ввоз товаров челноками, который существовал ранее. Они ждут, что и сейчас государство как-то должно им помочь, дать им какие-то льготы, чтобы они со своей меньшей эффективностью бизнеса могли бы, тем не менее, выживать рядом с технологичными торговыми сетями.

Надо, таким образом, понимать, что есть объективная проблема для развития малого и среднего бизнеса в России сегодня: слишком мало игроков находится в «технологичной» сфере. И есть проблема субъективная: привычка малого и среднего российского бизнеса к каким-то традиционным формам. И когда та ниша, в которой они работали, начинает сужаться, малому и среднему бизнесу в этой сфере становиться плохо. А поскольку почти весь наш малый и средний бизнес - именно таков, то создается впечатление, что плохо становится всему российскому малому и среднему бизнесу.

Что можно сделать, как можно помочь такому малому и среднему российскому бизнесу - это развивать внутренний туризм, въездной туризм в Россию - и тогда будет развиваться рынок для таких видов предпринимательства, которые уже являются для новой России в какой-то степени традиционными. Но требования к качеству сервиса должны быть повышены. И здесь тоже будет много вопросов, и тут малому и среднему бизнесу нужно будет тянуться, чтобы соответствовать.

Все это я к тому, что даже у несуществующего малого и среднего бизнеса теоретически есть возможности для роста. И государство может ему помочь. Но я думаю, что сосредотачиваться следует не столько на конкретных преференциях, сколько на создании возможностей для расширения их рыночной ниши. На растущем рынке преференций требовать можно. Вопрос - можно ли их требовать на рынке сужающемся? Тут возникает проблема и такая: а кому именно эти преференции давать? Потому что все не выживут - это уж точно.

13.08.2013
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

Жизнь после ЧМ-2018 - новые вызовы и ориентиры для Нижегородского региона

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 16 мая 2018 года

Нижний Новгород: от нового качества власти к новому качеству жизни?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 26 апреля 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.