реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
31 Октября 2020г., Суббота
Александр Дмитриев
Александр Дмитриев

Османизация Нижнего Новгорода?

Сегодня тоже нужна огромная воля, чтобы прорубать широкие улицы, снося исторические постройки и урезая парки, и выслушивая при этом нелицеприятные крики в свой адрес. Но сохранить исторические центры городов, не построив вокруг транспортные кольца и хорды, и не прорубив широкие радиальные автомобильные артерии, нельзя. Поэтому единственный, но очень больной вопрос, который надо решать, это вопрос о том, чем именно придется пожертвовать, чтобы наши города становились современными городами, обращенными в будущее, сохраняя историческое лицо. Простых решений нет. Но и откладывать принятие решений нельзя.

Париж, бульвар Осман. Широкий и светлый. Назван в честь барона Османа, который в середине 19-го века был префектом центрального департамента французской столицы. Именно Жорж Осман решился навести порядок в градостроительстве и вместо кривых улочек, из которых в ту пору состоял центр Парижа, прорубил несколько широких бульваров.

Это сразу и на многие десятилетия вперед решило транспортную проблему. Даже сегодня на бульваре Осман, ширина которого 30 метров, не бывает пробок.

Нынешние французы благодарят Жоржа Османа, и даже включили его в список 10-ти величайших парижан за всю историю города — наряду с писателями Александром Дюма и Виктором Гюго, философом Вольтером и композитором Бизе, художником Эдуаром Мане и скульптором Огюстом Роденом.

Но это сейчас. А вот современники были недовольны решительной градостроительной политикой барона Османа. Не раз группы возмущенных парижан сопротивлялись прорубке широких бульваров, угрожая неудобному префекту судебными преследованиями и даже физической расправой.

Оно и неудивительно, ведь Осману пришлось снести десятки жилых домов и лавочек, присутственных зданий и служебных построек. Префект даже настоял на разборе нескольких церквей. Впрочем, кардинал и священнослужители его поддержали, поскольку взамен были построены новые церкви.

Если посмотреть на карту Парижа, то правильные широкие линии — это бульвары, прочерченные Османом и проложенные в соответствие с его градостроительным планом. На карте есть и зеленый Люксембургский сад, краса и гордость Парижа, любимое место воскресного гуляния парижан. Но всмотритесь в его форму, и вы увидите асимметрию. Слева от дворца и фонтана сад прямоугольный, а в дорожках и зелени ясно просматривается четкий план. А вот правая часть сада заметно меньше, и похожа на стрелку. Она обрезана двумя линиями, одна из которых пронзает Париж с северо-востока на юго-запад, проходя с одного берега Сены на другой через остров Сите.

Барон Осман тоже любил гулять в Люксембургском саду, но он понимал, что без стержневой транспортной артерии Париж задохнется.

Османизация Парижа — так теперь называется та работа, которую проделал дальновидный префект. Кстати, знаменитая Парижская Опера была построена архитектором Гарнье на линии бульвара Османа тоже в соответствие с планом барона-градостроителя.

Ну а парижане ворчали на Османа почти 30 лет, до той самой поры, когда Гюстав Эйфель возвел свою башню, ставшую символом Парижа. Тут уж про Османа забыли и стали ругать Эйфеля.

Зато власти других европейских стран и городов быстро осознали пользу нововведений барона Османа. В Вене уже в 1857 году вместо старых крепостных стен и рва, окружавших исторический центр города, начали прорубать широкую Кольцевую улицу. Сегодня, спустя полтора столетия, Рингштрассе, застроенная по четкому плану, по-прежнему остается главным транспортным путем в центре австрийской столицы и символом Имперской Вены.

Правда, и здесь не обошлось без сопротивления и уличных протестов. Императору Францу Иосифу пришлось взять на себя всю ответственность за важное градостроительное решение, и его декрет вошел в историю под исполненным непреклонной решимости названием «Es ist Mein Wille» — «Это моя воля».

17.09.2013
Александр Дмитриев

Контекст

Аналитика

Стакан наполовину  

Нижний Новгород занял 36-ое место в рейтинге ста крупнейших городов России по уровню зарплат.

Итоги выборов в городскую думу Нижнего Новгорода в 2020 году

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 16 сентября 2020 года.

Тенденции

Транспорт преткновения

Пассажирский транспорт Нижнего Новгорода уходит в ведение области.

Прощай, инфузория-туфелька!

Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев покидает свой пост.

Дискуссия

Не хватает приземленности

Половина жителей Нижнего Новгорода (51 процент) считает экологическую обстановку в городе нормальной, еще 10 процентов считает ее хорошей.

Доходы падают, безработица растет

Предварительные итоги первой волны коронавируса и так называемой самоизоляции в Нижнем Новгороде выглядят вполне удручающе.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

Об омеле и ее универсальности

Как известно, Омельченко – фамилия не простая, а знаменитая по-своему. Ну, магическая, ежели называть вещи своими именами.

О дремучей отсталости и разнузданности стихий

Все помощники и советники хором уверяют, будто есть спасительные заклинания в гримуаре из человеческой кожи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.