реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
15 Декабря 2018г., Суббота
Асхат Каюмов
Асхат Каюмов

Система не кажется эффективной

Если говорить о возвращении выборов глав местного самоуправления и, например, об изменении устава Нижнего Новгорода и возвращении всенародных выборов главы Нижнего Новгорода, я, безусловно, на стороне тех, кто считает, что мэры должны не назначаться, а избираться. Прежде всего, потому, что назначенный чиновник и избранный руководитель сильно отличаются в своей ответственности перед людьми - в функциях, которые осуществляют и реализуют в ходе своей работы, и в эффективности этой работы.

Избранный мэр несет ответственность перед своими избирателями - фактически, перед всем городом. Он имеет особый статус и обладает правовой легитимностью. А назначенный кем-то глава города несет ответственность, прежде всего, перед теми, кто его назначил. Соответственно, и работать глава города будет в случае своего избрания на тех, кто его избрал, а назначенный - на того, кто его назначил. И в этом - большая разница.

Я надеюсь на то, что глава Нижнего Новгорода вновь - рано или поздно - будет избираться. В наше время принято говорить, что мы имеем на вооружении вертикаль власти - прежде всего, в нее верит создатель этой системы - Владимир Владимирович Путин. Но система, в которой президент должен лично сводить за руку конкретного лесоруба с конкретным покупателем леса, как это было недавно, не кажется мне эффективной. При попытке управлять каждой домохозяйкой из столичного Кремля вся система рано или поздно начинает сыпаться.

Пытаясь выстроить единую и нерушимую вертикаль власти, мы забываем, для чего у нас в государстве существует закон о местном самоуправлении. А существует он для того, чтобы многие вопросы, связанные с непосредственными интересами жителей территорий, решались на местном уровне. В моем понимании, чем больше полномочий существует на низовом уровне, тем они быстрее и эффективнее реализуются, и тем быстрее и эффективнее происходит управление.

Ведь даже простое прохождение информации по цепочке власти от какой-нибудь деревни Малое Кузюмово до Администрации президента Российской Федерации занимает какое-то время - и время достаточно длительное. И если даже там, наверху, в президентской Администрации не захотят принимать то или иной решение относительно деревни Малое Кузюмово и делегируют принятие этого решения вниз, кузюмовцам, - то есть, отошлют этот вопрос по властной цепочке обратно, - то может оказаться и так, что по прошествии всего этого времени выяснится, что принимать решение уже и не нужно: поздно, сроки вышли, необходимость отпала.

Поэтому в моем понимании вертикаль власти в том виде, в котором она создавалась у нас в стране, показала свою несостоятельность. И уже давно пора строить большое количество местных «вертикалей» с соответствующими полномочиями. В этой схеме совершенно естественным образом - чем больше будет избранных людей, тем большей будет эффективность, потому что, повторюсь, избранный человек отвечает перед теми, кто его выбирал.

В своей работе мне приходилось иметь дело с руководителями и выбранными всенародно, и фактически назначенными сверху. Для нас абсолютно нормальной вещью является то, что избранные руководители откликаются на нужды общественности и, в частности, общественных организаций гораздо более чутко, чем назначенные.

Назначенные сверху всегда смотрят на то, какие им расписали полномочия - и это сковывает их действия. «В рамках наших полномочий мы не можем этого и этого, а может только это и то», - говорят они. А с выбранными руководителями у нас всегда идет диалог.

Мы, например, много общаемся с органами местного самоуправления на уровне конкретных глав поселков, которые являются избранными людьми. Даже если мы не их избиратели, они всегда гораздо более способны к диалогу с общественными организациями, чем, например, министры областного правительства или главы профильных департаментов. Именно потому, что министры и главы департаментов, будучи назначенными чиновниками, всегда оглядываются на того, кто их назначил. А главы местного самоуправления, даже не на уровне районов, а на уровне поселков, оглядываются, прежде всего, на интересы жителей. И если разговор ведется в интересах жителей, происходит нормальный диалог. И это - конкретные примеры того, как работают в системе власти руководители, избранные народом, и руководители, назначенные вышестоящей властью.

22.10.2013
Асхат Каюмов

Контекст

Аналитика

Продукты питания: что производим, чем торгуем, что покупаем?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 28 ноября 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-30 ноября 2018 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину ноября 2018 года.

Тенденции

Что власти обещали Нижнему к 800-летию

Нижний Новгород готовится к 800-летию, которое состоится в 2021 году. Однако уже сейчас понятно, что некоторым обещаниям, данным бывшими чиновниками, не суждено сбыться.

Недостроенный центр

В очередной раз было заявлено, что в нашем регионе создадут центр по адаптивным видам спорта для подготовки паралимпийцев.

Дискуссия

Суд над Сорокиным. День четвертый

В суде начали зачитывать обвинительное заключение. Сорокин обвиняется в  соучастии в похищении человека и получении должностной взятки в особо крупном размере «в форме услуги».

Кто виноват в трагедии?

Прошло полтора месяца с ужасной трагедии, которая произошла в отеле «ForRest house» в Городецком районе. Во время пожара погиб ребёнок...

Реклама



Лукоморье

О стремлении к совершенствованию

И придумал Баран Ломбардский, чтоб в Палатку чиновники да депутаты кандидатов двигали. Так-то оно спокойнее. А что такого-то? А не всяк ли у нас Общественность? А не всяк ли у нас Народ?

О тонкостях благоустройства

И вот что ни благоустрой Народу – все ему не так, все он тоскует, ворчит да изъяны выискивает.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.