реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Сентября 2020г., Вторник
Асхат Каюмов
Асхат Каюмов

Система не кажется эффективной

Если говорить о возвращении выборов глав местного самоуправления и, например, об изменении устава Нижнего Новгорода и возвращении всенародных выборов главы Нижнего Новгорода, я, безусловно, на стороне тех, кто считает, что мэры должны не назначаться, а избираться. Прежде всего, потому, что назначенный чиновник и избранный руководитель сильно отличаются в своей ответственности перед людьми - в функциях, которые осуществляют и реализуют в ходе своей работы, и в эффективности этой работы.

Избранный мэр несет ответственность перед своими избирателями - фактически, перед всем городом. Он имеет особый статус и обладает правовой легитимностью. А назначенный кем-то глава города несет ответственность, прежде всего, перед теми, кто его назначил. Соответственно, и работать глава города будет в случае своего избрания на тех, кто его избрал, а назначенный - на того, кто его назначил. И в этом - большая разница.

Я надеюсь на то, что глава Нижнего Новгорода вновь - рано или поздно - будет избираться. В наше время принято говорить, что мы имеем на вооружении вертикаль власти - прежде всего, в нее верит создатель этой системы - Владимир Владимирович Путин. Но система, в которой президент должен лично сводить за руку конкретного лесоруба с конкретным покупателем леса, как это было недавно, не кажется мне эффективной. При попытке управлять каждой домохозяйкой из столичного Кремля вся система рано или поздно начинает сыпаться.

Пытаясь выстроить единую и нерушимую вертикаль власти, мы забываем, для чего у нас в государстве существует закон о местном самоуправлении. А существует он для того, чтобы многие вопросы, связанные с непосредственными интересами жителей территорий, решались на местном уровне. В моем понимании, чем больше полномочий существует на низовом уровне, тем они быстрее и эффективнее реализуются, и тем быстрее и эффективнее происходит управление.

Ведь даже простое прохождение информации по цепочке власти от какой-нибудь деревни Малое Кузюмово до Администрации президента Российской Федерации занимает какое-то время - и время достаточно длительное. И если даже там, наверху, в президентской Администрации не захотят принимать то или иной решение относительно деревни Малое Кузюмово и делегируют принятие этого решения вниз, кузюмовцам, - то есть, отошлют этот вопрос по властной цепочке обратно, - то может оказаться и так, что по прошествии всего этого времени выяснится, что принимать решение уже и не нужно: поздно, сроки вышли, необходимость отпала.

Поэтому в моем понимании вертикаль власти в том виде, в котором она создавалась у нас в стране, показала свою несостоятельность. И уже давно пора строить большое количество местных «вертикалей» с соответствующими полномочиями. В этой схеме совершенно естественным образом - чем больше будет избранных людей, тем большей будет эффективность, потому что, повторюсь, избранный человек отвечает перед теми, кто его выбирал.

В своей работе мне приходилось иметь дело с руководителями и выбранными всенародно, и фактически назначенными сверху. Для нас абсолютно нормальной вещью является то, что избранные руководители откликаются на нужды общественности и, в частности, общественных организаций гораздо более чутко, чем назначенные.

Назначенные сверху всегда смотрят на то, какие им расписали полномочия - и это сковывает их действия. «В рамках наших полномочий мы не можем этого и этого, а может только это и то», - говорят они. А с выбранными руководителями у нас всегда идет диалог.

Мы, например, много общаемся с органами местного самоуправления на уровне конкретных глав поселков, которые являются избранными людьми. Даже если мы не их избиратели, они всегда гораздо более способны к диалогу с общественными организациями, чем, например, министры областного правительства или главы профильных департаментов. Именно потому, что министры и главы департаментов, будучи назначенными чиновниками, всегда оглядываются на того, кто их назначил. А главы местного самоуправления, даже не на уровне районов, а на уровне поселков, оглядываются, прежде всего, на интересы жителей. И если разговор ведется в интересах жителей, происходит нормальный диалог. И это - конкретные примеры того, как работают в системе власти руководители, избранные народом, и руководители, назначенные вышестоящей властью.

22.10.2013
Асхат Каюмов

Контекст

Аналитика

Итоги выборов в городскую думу Нижнего Новгорода в 2020 году

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 16 сентября 2020 года.

Эффективность не требуется

Юрий Шалабаев, исполняющий полномочия главы Нижнего Новгорода с начала мая, почти три месяца как бы руководит городом. Как у него это получается?

Тенденции

Прощай, инфузория-туфелька!

Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев покидает свой пост.

Уходящая столичность

Уступит ли Нижний Новгород Казани статус столицы ПФО?

Дискуссия

Мимо лета

Летний туристический сезон 2020 года закончен, и можно с уверенность говорить о  том, что для Нижнего Новгорода он стал провальным.

Зеленые войны

Проблема сохранения парковых зон Нижнего Новгорода уже несколько лет остается одной из наиболее взрывоопасных.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О заменимости и исчерпаемости

Как известно, незаменимых нет, а есть заменимые. Предводитель Лебедь, Щука и Рак озадачен такими раскладами.

О нелепых корнях и глупых законах

Почесали советники в затылках, величественно покачали головами и решили, что надобно создать другой Народ – счастливый.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.