реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Апреля 2024г., Пятница
Иван Юдинцев
Иван Юдинцев

В нынешние МУПы инвестиции не придут

Для того чтобы на рынок ЖКХ приходил частник, нужно, в первую очередь, не отпускать тарифы, а позволить частнику придти на рынок. А для этого надо ограничить произвол бывших МУПов, которые не пускают частника на рынок.

Освобождение тарифов - это мера, которая могла бы улучшить положение дел, но только при одном условии: если бы в жилищно-коммунальном хозяйстве создавалась реальная конкурентная среда. Не создав конкурентную среду, поднимать тарифы - это только создавать дальнейшие возможности для разворовывания денег. Деньги уходят неизвестно куда, качество услуг низкое, и если при этом отпустить тарифы, то качество услуг не улучшится. В монопольной ситуации этого произойти не может.

Главная проблема жилищно-коммунального хозяйства - в существовании монополии. Совершенно понятно, что большинство появляющихся сейчас организаций создается людьми, которые по-прежнему связаны с местными администрациями, то есть, никакой конкурентной среды здесь не возникает.

Простейший пример: если только один человек на рынке имеет право торговать картошкой, то, сколько бы он не брал за нее, он будет продавать ту же картошку, того же самого качества. Если торгует несколько человек, то они будут стараться привести хорошую картошку, а плохую, которую не покупают, продадут по сниженной цене.

Смысл конкуренции - в том, чтобы люди могли выбирать между очень качественными коммунальными услугами, пусть за большие деньги, и привычным уровнем услуг, но за те же, что сейчас, или даже меньшие деньги. На конкурентном рынке всегда возможен выбор. Сейчас главная проблема - в том, что частника на коммунальный рынок не допускают.

До критической точки - до 1 января 2007 года - остается меньше ста дней. Местные администрации под любыми предлогами продержатся этот срок, и мы не выберем себе управляющие компании, не создадим ТСЖ в большинстве случаев. И с 1 января осуществлять коммунальную политику продолжат под новыми вывесками те же самые люди, которые ведают этим хозяйством сейчас. И повышение тарифов в таких условиях означает, что они будут просто «осваивать» большее количество денег.

Единственный выход - создать реальную конкурентную среду. Я не верю в повышение тарифов как в меру, способную улучшить ситуацию в «коммуналке».

Ситуация плоха не потому, что не хватает денег, хотя есть и такая проблема. Работающие сейчас компании работают плохо не потому, что им не хватает средств. Главная проблема в том, что оплата производится по факту, не существует предоплаты. Сначала компания поставляет услугу, потом люди ее оплачивают. Поэтому компании вынуждены кредитоваться, вынуждены искать где-то деньги.

Если уж говорить о государственном регулировании, которое, видимо, требуется, поскольку к 1 января задуманное правительством в рамках коммунальной реформы не произойдет, то шаг, которым государство оказало бы действительно положительное влияние на развитие ЖКХ - это введение предоплаты коммунальных услуг.

Так, как мы платим сегодня за сотовые телефоны. Мы заплатили за связь - и потребляем услугу. Как только деньги закончились, надо снова платить, иначе телефон отключится. К этому мы привыкли. Так же надо платить и за «коммуналку». Это позволит сдержать цены на коммунальные услуги даже в нынешних условиях. Когда компания вынуждена брать кредиты, чтобы поставить нам услуги, она рано или поздно заложит проценты по этим кредитам в коммунальные платежи.

Что касается привлекательности ЖКХ для частника при нынешних тарифах, то ответ здесь может дать только сам частник - пойдет он или не пойдет. И мы видим, что он идет. У нас есть примеры - можно назвать такие фамилии, как Косовских, Груздев. Предприниматели готовы идти в «коммуналку», уровень рентабельности ее для частников таков, что они готовы вложить и свои деньги, и привлечь инвестиции, то есть деньги других частников. Частное лицо, которое готово вложить деньги в какой-то бизнес, само этим бизнесом не занимаясь, нынешним муниципальным  предприятиям этих денег не даст. Оно даст их только другому частнику, который ими распорядится эффективно.

В нынешние МУПы инвестиции не придут. Для привлечения средств нужен частник, или коммерческие - необязательно частные - компании, которые заинтересованы в извлечении прибыли. Но даже в этом случае необходим переход на предоплату услуг, если мы хотим сдержать цены. Потому что сейчас люди платят за то, что коммунальные компании вынуждены брать кредиты у банков. Мы с вами впоследствии все равно оплачиваем эти кредиты, это входит в цену получаемых нами услуг.

Некоторые государственные деятели заявляют, что при переходе к конкурентной среде, при реализации коммунальной реформы, цены на услуги ЖКХ не повысятся. Эти просто абсурд - мы можем прогнозировать, оценивать, но давать обещания, что повышения цен не будет, мы не можем. Возможно, они повысятся, потом, возможно, немного понизятся.

Это будет происходить так же, как у операторов сотовой связи. Те тоже время от времени вводят новые тарифы, иногда повышают цены, иногда понижают, идут на скидки, обновляют тарифы. Это зависит от состояния рынка.

Другое дело, что рынок коммунальных услуг в отличие от рынка сотовой связи имеет постоянный спрос. Количество потребителей одинаково, и они потребляют примерно один и тот же объем услуг. Этот рынок более предсказуем.

Но гарантировать, что цены понизятся или повысятся, нельзя. Они будут понижаться и повышаться. Скорей всего, они будут иметь некие сезонные колебания. И вот здесь нужно государственное регулирование. Но государство должно регулировать не только тарифы. Оно должно регулировать объем услуг, гарантии услуг и должно выставлять жесткие требования к компаниям, которые приходят на этот рынок.

А они приходят, хотят придти, но МУПы и бывшие МУПы их туда не пускают. И если идет такая борьба за рынок, значит, чем-то он привлекателен и при нынешнем уровне тарифов.

12.10.2006
Иван Юдинцев

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.