реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
22 Апреля 2019г., Понедельник
Виктор Лысов
Виктор Лысов

На уровне декорации

Нынешний состав Законодательного собрания Нижегородской области абсолютно точно отражает взгляд правящего режима на представительные и законодательные органы власти – органы с представительными и законодательными функциями должны быть, но они не могут переходить определенной черты, потому что тогда будут подвержена сомнению власть первых лиц в стране и в регионах.

Имея в виду то, чем является сейчас Законодательное собрание Нижегородской области, можно легко себе представить тот путь, который прошла законодательная власть с момента образования Российской Федерации.

1994 год был по-своему замечательным, поскольку после очень сложного времени осени 1993 года мы начали отсчет новой России, когда страна приобрела не только новую Конституцию, но и всю политическую систему нынешней власти, в том числе и федеративное устройство, где образования, названные субъектами Федерации, имеют право формировать собственные органы власти, собственные законодательства. Они получили и право распоряжаться собственностью, формировать региональные бюджеты.

То право, которое касается формирования органов власти, естественно, при реализации демократического принципа разделения властей, получило развитие и в регионах. И Нижегородская область в этом смысле почти ничем не отличается от других субъектов Федерации. Разве что названием органа представительной власти (у нас оно наиболее удачное) – «законодательное собрание»; в других регионах этот орган называется «областной думой» или «верховным советом». Объединяющий термин, который часто используется – «региональный парламент».

Оценивая постепенное изменение функций парламента Нижегородской области, стоит обратить внимание на то, как изменялся состав – и это объяснит многое. В 1994 году значительную часть депутатов Законодательного собрания (а тогда они выбирались по одномандатным округам) составляли представители районов. И поэтому были задействованы функции областного парламента как законодательного и представительного органа власти. Сочеталось представительство районов области и та функция, которая способствует отражению интересов именно районов через их представителей – это были главы районных администраций. Выборы тогда осуществлялись по мажоритарной системе, и было видно, насколько тот или иной глава администрации популярен. И тот факт, что избирательных округов было меньше, чем районов области, понуждал глав администраций, входящих в большой округ, договариваться друг с другом с тем, чтобы в региональный парламент попадал тот, кто наилучшим образом будет защищать интересы их районов.

Потом в естественном развитии Законодательного собрания от представительства в нем глав районных администраций отказались, поскольку это было в определенной мере нарушением принципа разделения властей. Это решение было справедливым, но прозвучавшая идея сделать над региональным парламентом некий дополнительный уровень, отражавший функцию представительства районов, не была воплощена в жизнь. (Такая конструкция была реализована в нескольких регионах, последний «двухпалатный парламент» действовал в Свердловской области до 2011 года.)

В любом случае, с отказом от представительства районов, Законодательное собрание Нижегородской области потеряло некое важное свое качество. То, что мы сейчас имеем – это не представительство районов, не представительство жителей области, это представительство крупных региональных корпораций: «Лукойл», «МРСК Центра и Приволжья» (бывший «Нижновэнерго»), «Волгатрансгаз», ГЖД. В региональном парламенте заседают люди, которые сочетают интересы бизнеса и политические функции. Увы.

Отчасти проблема несоответствия ОЗС функции представительства интересов простых граждан и районов области смягчается тем, что Законодательное собрание формируется по смешанному принципу – половина по пропорциональной системе, половина по мажоритарной. И благодаря этому мы получаем хотя бы некое подобие оппозиционных течений, альтернативных взглядов. Иначе бы мы, например, не имели представительства в областном парламенте Коммунистической партии Российской Федерации. Речь не идет о том, несколько она дееспособна, но, по крайней мере, в некоторых вопросах, КПРФ имеет точку зрения противоположную официальной. Я не говорю о «Справедливой России» - эта структура не отражает вообще ничьих интересов и не играет никакой роли. Как и ЛДПР. Но иногда возникают такие странные образования, как Партия пенсионеров, проводящие в Заксобрание людей, выступающих как представители некой социальной группы. (Другое дело, что со временем они перестают быть такими представителями, вливаясь обычно в ряды партии власти).

Все эти изменения в последние годы происходят на фоне все более усиливающейся областной власти в лице губернатора. Все эти списки, по которым избираются депутаты в 25-и округах, а также партийные списки партии власти проходят через соответствующие кабинеты и, по имеющимся у меня данным, даже через стол губернатора. Это низводит роль представительного и законодательного органа в регионе до уровня декорации.

Я бы очень не хотел, чтобы дальнейшее движение в этом направлении привело к уничтожению партийного представительства в региональном парламенте. Сегодня мы имеем хотя бы видимость некой оппозиции, дискуссии, столкновения мнений - в противном случае мы будем иметь беспросветное засилье бюрократии и крупных корпоративных структур. Особенно это актуально сейчас, при готовящемся низведении местного самоуправления до «нуль-уровня».

31.03.2014
Виктор Лысов

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-й квартал 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за 1-й квартал 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 марта 2019 года)  

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину марта 2019 года.

Тенденции

Не Париж, не жалко!

Люди, переживающие за Париж, совершенно спокойно сносят остатки исторического наследия в своих родных городах.

Купно против Единой

Новая политическая реальность догнала Нижегородскую область, жестко ударив обухом по голове нижегородских единоросов.

Дискуссия

Амнистия Бочкареву

Дело Александра Бочкарёва идёт на спад.

Пока свободен

Мера пресечения Александру Бочкареву изменена - с домашнего ареста на запрет определенных действий.

Реклама



Документы

Олег Сорокин: «Я уверен, что рано или поздно найду справедливость»

«Полит-НН.Ру» представляет фрагменты выступления экс-главы Нижнего Новгорода с последним словом на рассмотрении апелляции по его делу в Нижегородском областном суде 12 апреля 2019 года.

Фрагменты из последнего слова Олега Сорокина

 

Лукоморье

Об иллюзиях и просветлении

И поверила Гнилая Интеллигенция, что, ежели она чего скажет – так Хлеб Трофеевич выслушает, а ежели чего пожелает – так Хлеб Трофеевич выполнит.

О креативной настройке любви

Спущено с высоких небес, что пусть-ка Народ отдаст свое сердце Партии. А Народ – он темный, он же даже не понимает, что живет хорошо и счастливо. У такого Народа снега зимой не выпросишь, а уж любви…

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.