реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Января 2018г., Суббота
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

Цена мобильности

К сожалению, я не бывал в городах с бесплатным общественным транспортом, поэтому мне трудно оценивать реалистичность соответствующего предложения, рассматриваемого гордумой Нижнего Новгорода. Но известно, что иногда бывает выгодней ту или иную услугу оказывать бесплатно, чем пытаться собрать за нее деньги.

Можно вспомнить, как в 90-е годы, при губернаторе Немцове, у нас работали бесплатно телефоны-автоматы. Обойтись без них было нельзя – тогда еще не было мобильных телефонов, поэтому автоматы сохраняли. Но всплеск вандализма и гиперинфляция, когда деньги обесценивались и постоянно приходилось перенастраивать все автоматы, менять жетоны и т.д., - все это приводило к дополнительным расходам. И оказалось, что дешевле предоставлять связь бесплатно. Помню, как в поезде сосед по купе, москвич, сказал: «А классно у вас губернатор сделал, что телефоны на вокзале работают бесплатно». И когда я сказал ему, что это не только на вокзале, а по всему городу, он мне не поверил.

Введение бесплатного проезда на общественном транспорте, конечно, вопрос более сложный. Но надо понимать, какая от такого решения может быть польза. Скажем, у нас есть бюджетный сектор и производства с не очень высоким уровнем зарплат, и люди, которые заняты в этой сфере, далеко не всегда живут рядом с местом работы. Получается, что проезд отнимает у них значительную долю заработка. Понятно, что иногда эта проблема несколько смягчается централизованной закупкой проездных. Но в целом люди остерегаются выбирать работу, расположенную далеко от дома – именно из-за стоимости проезда. В результате снижается мобильность трудовых ресурсов, люди не хотят ездить на работу с одной окраины города на другую – это ведет к потере не только времени, но и денег.

И в этой ситуации грамотно продуманная система бесплатного общественного транспорта позволила бы повысить мобильность населения, дав определенный толчок экономическому развитию – как раз в тех секторах, где уровень зарплат довольно низок.

Вопрос в том, сколько это будет стоить городскому бюджету. Возможно, оптимальное решение является компромиссным – наиболее важные магистральные маршруты сделать бесплатными, а платными оставить маршруты экспрессного, беспересадочного типа, а также немагистральные, но востребованные направления. Но надо понимать, что на убыточных маршрутах частник работать не будет, поэтому все нужно тщательно просчитать.

Что же касается аргумента о разгрузке города от личного транспорта, то я бы в этом отношении не стал переоценивать влияние бесплатного общественного транспорта. Машину содержать недешево, и ради небольшой экономии владельцы авто вряд ли пожертвуют своим удобством, тем более что сеть бесплатного транспорта вряд ли будет такой густой и всеобъемлющей, чтобы можно было добраться в любую точку города. А те автовладельцы, которым нужно добраться только до работы и обратно, и сегодня зачастую пользуются общественным транспортом. Если же работа связана с постоянными разъездами, то без машины обойтись не получится. Да, некоторого снижения загруженности дорог ожидать можно, но эффект вряд ли будет слишком большим.

04.04.2014
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

Октябрь 17-го в Нижнем Новгороде: уроки истории

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 1 ноября 2017 года

Белые пятна образа будущего России

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 4 октября 2017 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.