реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
25 Марта 2019г., Понедельник
Дмитрий Скворцов
Дмитрий Скворцов

Цена мобильности

К сожалению, я не бывал в городах с бесплатным общественным транспортом, поэтому мне трудно оценивать реалистичность соответствующего предложения, рассматриваемого гордумой Нижнего Новгорода. Но известно, что иногда бывает выгодней ту или иную услугу оказывать бесплатно, чем пытаться собрать за нее деньги.

Можно вспомнить, как в 90-е годы, при губернаторе Немцове, у нас работали бесплатно телефоны-автоматы. Обойтись без них было нельзя – тогда еще не было мобильных телефонов, поэтому автоматы сохраняли. Но всплеск вандализма и гиперинфляция, когда деньги обесценивались и постоянно приходилось перенастраивать все автоматы, менять жетоны и т.д., - все это приводило к дополнительным расходам. И оказалось, что дешевле предоставлять связь бесплатно. Помню, как в поезде сосед по купе, москвич, сказал: «А классно у вас губернатор сделал, что телефоны на вокзале работают бесплатно». И когда я сказал ему, что это не только на вокзале, а по всему городу, он мне не поверил.

Введение бесплатного проезда на общественном транспорте, конечно, вопрос более сложный. Но надо понимать, какая от такого решения может быть польза. Скажем, у нас есть бюджетный сектор и производства с не очень высоким уровнем зарплат, и люди, которые заняты в этой сфере, далеко не всегда живут рядом с местом работы. Получается, что проезд отнимает у них значительную долю заработка. Понятно, что иногда эта проблема несколько смягчается централизованной закупкой проездных. Но в целом люди остерегаются выбирать работу, расположенную далеко от дома – именно из-за стоимости проезда. В результате снижается мобильность трудовых ресурсов, люди не хотят ездить на работу с одной окраины города на другую – это ведет к потере не только времени, но и денег.

И в этой ситуации грамотно продуманная система бесплатного общественного транспорта позволила бы повысить мобильность населения, дав определенный толчок экономическому развитию – как раз в тех секторах, где уровень зарплат довольно низок.

Вопрос в том, сколько это будет стоить городскому бюджету. Возможно, оптимальное решение является компромиссным – наиболее важные магистральные маршруты сделать бесплатными, а платными оставить маршруты экспрессного, беспересадочного типа, а также немагистральные, но востребованные направления. Но надо понимать, что на убыточных маршрутах частник работать не будет, поэтому все нужно тщательно просчитать.

Что же касается аргумента о разгрузке города от личного транспорта, то я бы в этом отношении не стал переоценивать влияние бесплатного общественного транспорта. Машину содержать недешево, и ради небольшой экономии владельцы авто вряд ли пожертвуют своим удобством, тем более что сеть бесплатного транспорта вряд ли будет такой густой и всеобъемлющей, чтобы можно было добраться в любую точку города. А те автовладельцы, которым нужно добраться только до работы и обратно, и сегодня зачастую пользуются общественным транспортом. Если же работа связана с постоянными разъездами, то без машины обойтись не получится. Да, некоторого снижения загруженности дорог ожидать можно, но эффект вряд ли будет слишком большим.

04.04.2014
Дмитрий Скворцов

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 марта 2019 года)  

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину марта 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-28 февраля 2019 года)  

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину февраля 2019 года.

Тенденции

«Коммерсантъ» разобрал экономические аспекты приговора Сорокину

Адвокаты Олега Сорокина обжаловали вынесенный по его делу обвинительный приговор.

ВСМ - быть или не быть?

Уж больно могущественное лобби сложилось вокруг ВСМ.

Дискуссия

Шахназаров – на выход

Итак, что удалось узнать по поводу пьяного ДТП замминистра образования Нижегородской области Владимира Шахназарова.

Мат Шахназарову?

На портале «Выкса live» сообщается, что заминистра образования Нижегородской области Владимир Шахназаров 17 марта на своём «Мерседесе» при обгоне по встречке врезался в «каблучок» на трассе в Навашине.

Реклама



Лукоморье

О загнутых пальцах и понятии Судьбы

Народ упорствует в невежестве и продолжает загибать пальцы: нефтепродукты опять текут в реку, на людей с крыш валятся ледяные глыбы, на кладбище обещают разрыть котлован.

О сезонных волнениях

Как известно, весна – время особое. Хочется уже чего-нибудь разэдакое выкинуть для эмоциональной разрядки: наговорить благоглупостей, сдать красивый отчет, пошить много новых уголовных дел, костюмов и платьев.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.