15.05.2014 |
Евгений Семенов
|
![]() |
|
6 Июня 2023г., Вторник |
|
![]() |
«Полит-НН» представляет вниманию читателей фрагменты выступлений в ходе заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 14 мая 2014 г. и посвященного теме «МСУ - реформирование или ликвидация?». Евгений Семенов, политолог: Вопрос, который мы обсуждаем, на мой взгляд, звучит достаточно просто: расширяет ли предложенная модель политические права и возможности населения? Я имею в виду политическое участие и политическое влияние. Формально – да. Но это расширение одностороннее, потому что это расширение касается законодательной деятельности. В нашей сегодняшней дискуссии почти не звучит и не обсуждается тема исполнительной власти. Реформа МСУ без реформы исполнительной и законодательной власти – это недореформа или это какая-то имитирующая реформа. Мы не можем ответить себе на вопрос: а как будет действовать в предложенной модели исполнительная власть? И то, что расширяются количественно ветви законодательной власти – ну, формально – да, это демократизирует систему, но не формально она может быть реально демократической системой только тогда, когда у нее есть полномочия и ресурсы. Без полномочий и ресурсов количество депутатов не имеет ровным счетом никакого значения. Для исполнительной власти возникает небольшая головная боль, которая, в общем-то, решается достаточно легко. То есть, расширяется количественно и спектрально пространство элит, но это мелкие элиты. Теперь ответьте себе на вопрос: на кого, собственно говоря, направлена реформа? Это реформа мегаполисов. Конечно, основная идея этой реформы состоит как раз в том, чтобы снизить политическое влияние крупных городов России. Кому выгодно это? Исполнительной власти. Именно поэтому мы и не обсуждаем возможности в новой модели исполнительной власти: это ее инициатива и ее мотивации. И вот здесь обращусь к замечанию, которое сказал Александр Васильевич Прудник. Он сказал – это социологический подход, я с этим согласен – что политическая власть в России персонифицирована. Вообще, если смотреть в корень, кроме персонификации, мы можем сказать, что она неслучайно персонифицирована: она институционально так построена. У нас населением де-факто, де-юре, на уровне ментальном, каком угодно признается реальной властью только исполнительная власть. А уж дальше возникает автоматическая персонификация. Мы, конечно, можем говорить об этом модели сколько угодно, но пока эта модель – голая схема. Пока не прописано все правовое, ресурсное и полномочное обоснование, говорить, как она будет реализована, мы не можем. Но, даже отталкиваясь от голой схемы, мы можем сказать, что исполнительной власти сегодня, реформирующей МСУ в крупных городах, вопрос о полномочиях на уровне управления – не законодательной деятельности, а на уровне управления – придется передать на уровень регионов. Кто такой сити-менеджер района без полномочий? Кто такой сити-менеджер города без полномочий? Кто будет распределять бюджет? Кто будет использовать ресурсы? Кто будет принимать решения в больших городах по управленияю крупными объектами – «Водоканал» - единая инфраструктура, «Теплоэнерго», освещение города? Районный менеджер или сити-менеджер? Представители региона! Как это будет сделано – это детали. Возвращаясь к вопросу все-таки, который я поставил: увеличивает права, политическое участие и возможности населения данная реформа? Формально, имитационно – да, не формально, исходя из ментальной модели, в первую очередь, и реальной модели – нет, она их сокращает. Потому что населению блокирован доступ – в этой модели, в том числе – на оказание влияния на деятельность исполнительной власти. Исходя из этого, какие можно прогнозировать реакции? Реакции нам продемонстрировала Украина: институции сметаются и местное самоуправление возникает как стихийная модель. Вот и все. Если мы будем двигаться по этому пути, если мы будем шлифовать институции, которые на самом деле не увеличивают права населения, население рано или поздно начинает сметать институции и восстанавливает свои естественные права самоуправления самостоятельно. |
Контекст![]() Доля платного образования растетХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаПартнерство предполагает активностьФедеральная власть не столько помогает, сколько поощряет тех, кто добивается результатов. Монополист не мотивирован к снижению издержекПередачу «Нижегородского водоканала» в управление «Теплоэнерго» нельзя оценивать с позиций рыночной экономики. ТенденцииСтроительная отрасль – зона особого внимания властейНижегородская область за год улучшила свои позиции в рейтинге регионов по вводу жилья. Частные проявления общего неблагополучияНижегородская область показывает медианные значения по многим параметрам, в том числе и по закредитованности населения. ДискуссияБлизкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. Экология: без прорывовОбщероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. ![]() |
![]() |
![]() |
|