15.05.2014 |
Евгений Семенов
|
![]() |
|
1 Февраля 2023г., Среда |
|
![]() |
«Полит-НН» представляет вниманию читателей фрагменты выступлений в ходе заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 14 мая 2014 г. и посвященного теме «МСУ - реформирование или ликвидация?». Евгений Семенов, политолог: Вопрос, который мы обсуждаем, на мой взгляд, звучит достаточно просто: расширяет ли предложенная модель политические права и возможности населения? Я имею в виду политическое участие и политическое влияние. Формально – да. Но это расширение одностороннее, потому что это расширение касается законодательной деятельности. В нашей сегодняшней дискуссии почти не звучит и не обсуждается тема исполнительной власти. Реформа МСУ без реформы исполнительной и законодательной власти – это недореформа или это какая-то имитирующая реформа. Мы не можем ответить себе на вопрос: а как будет действовать в предложенной модели исполнительная власть? И то, что расширяются количественно ветви законодательной власти – ну, формально – да, это демократизирует систему, но не формально она может быть реально демократической системой только тогда, когда у нее есть полномочия и ресурсы. Без полномочий и ресурсов количество депутатов не имеет ровным счетом никакого значения. Для исполнительной власти возникает небольшая головная боль, которая, в общем-то, решается достаточно легко. То есть, расширяется количественно и спектрально пространство элит, но это мелкие элиты. Теперь ответьте себе на вопрос: на кого, собственно говоря, направлена реформа? Это реформа мегаполисов. Конечно, основная идея этой реформы состоит как раз в том, чтобы снизить политическое влияние крупных городов России. Кому выгодно это? Исполнительной власти. Именно поэтому мы и не обсуждаем возможности в новой модели исполнительной власти: это ее инициатива и ее мотивации. И вот здесь обращусь к замечанию, которое сказал Александр Васильевич Прудник. Он сказал – это социологический подход, я с этим согласен – что политическая власть в России персонифицирована. Вообще, если смотреть в корень, кроме персонификации, мы можем сказать, что она неслучайно персонифицирована: она институционально так построена. У нас населением де-факто, де-юре, на уровне ментальном, каком угодно признается реальной властью только исполнительная власть. А уж дальше возникает автоматическая персонификация. Мы, конечно, можем говорить об этом модели сколько угодно, но пока эта модель – голая схема. Пока не прописано все правовое, ресурсное и полномочное обоснование, говорить, как она будет реализована, мы не можем. Но, даже отталкиваясь от голой схемы, мы можем сказать, что исполнительной власти сегодня, реформирующей МСУ в крупных городах, вопрос о полномочиях на уровне управления – не законодательной деятельности, а на уровне управления – придется передать на уровень регионов. Кто такой сити-менеджер района без полномочий? Кто такой сити-менеджер города без полномочий? Кто будет распределять бюджет? Кто будет использовать ресурсы? Кто будет принимать решения в больших городах по управленияю крупными объектами – «Водоканал» - единая инфраструктура, «Теплоэнерго», освещение города? Районный менеджер или сити-менеджер? Представители региона! Как это будет сделано – это детали. Возвращаясь к вопросу все-таки, который я поставил: увеличивает права, политическое участие и возможности населения данная реформа? Формально, имитационно – да, не формально, исходя из ментальной модели, в первую очередь, и реальной модели – нет, она их сокращает. Потому что населению блокирован доступ – в этой модели, в том числе – на оказание влияния на деятельность исполнительной власти. Исходя из этого, какие можно прогнозировать реакции? Реакции нам продемонстрировала Украина: институции сметаются и местное самоуправление возникает как стихийная модель. Вот и все. Если мы будем двигаться по этому пути, если мы будем шлифовать институции, которые на самом деле не увеличивают права населения, население рано или поздно начинает сметать институции и восстанавливает свои естественные права самоуправления самостоятельно. |
Контекст![]() Доля платного образования растетХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаБез гарантийПрозрачной системы с уборкой дворов от снега пока выстроить не удалось. Закономерное решениеВнутри региона у Никитина не возникнет проблем, которые помешают его избранию на второй срок. ТенденцииПод стеклянным потолкомВ обозримой перспективе доля платного высшего образования будет увеличиваться. Вместе на благо регионаНижегородская область получила дополнительные средства на поддержку НКО. ДискуссияБлизкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. Экология: без прорывовОбщероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. ![]() |
![]() |
![]() |
|