реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Ноября 2021г., Понедельник
Дмитрий Бадовский
Дмитрий Бадовский

Тема подорожания продуктов питания перехвачена президентом и правительством

Тема подорожания продуктов питания потенциально могла бы быть достаточно опасной с точки зрения формирования протестных настроений. Особенно, учитывая то, что выборы в их нынешнем виде – с участием в них президента – превратились в такой референдум о доверии власти и Путину. Но, собственно говоря, именно поэтому мы и увидели, что тема была достаточно быстро и эффективно перехвачена, приватизирована в политическом смысле даже не столько партиями, сколько непосредственно властью – президентом и правительством.

Дальше, соответственно, по вертикали власти спустилось ниже: сейчас уже фактически губернаторы организуют по этому поводу работу и информационно-политическую активность. В некотором смысле, можно сказать, что из партийной повестки, из предвыборной кампании тема была более-менее исключена.

Это, конечно, не значит, что партии не пытаются ее использовать в своих интересах. Но так как она приватизирована президентом и правительством, то эффект для партий вряд ли будет существенным.

Понятно, что «Единая Россия» в данном случае выступает как проводник, как инструмент. Правительство принимает соответствующее решение, проводится обсуждение всех этих вопросов и «Единая Россия», конечно, присутствует в рамках этой темы, но – достаточно номинально.

Попытки использовать эту тему есть у некоторых партий, при этом четко видно, что из всех политических партий более-менее активно только две пытаются на этой теме играть.

Это, конечно, КПРФ, для которой тематика социально-экономических проблем и поддержки малообеспеченных является традиционно ключевой, и коммунисты, конечно, выступают в рамках этой темы. Но поскольку тема ценового кризиса уже перехвачена властью, коммунисты выступают просто с более радикальными инициативами. Они повторяют то, что говорят и Зубков, и губернаторы, но в таком более радикальном варианте. КПРФ свою риторику и свои тезисы на этой теме развивает. Но для данной партии это принципиально важно еще и потому, что именно фигура Зубкова представляет для КПРФ значительную угрозу, потому что он своей стилистикой, своей политической манерой очень хорошо соответствует ядерным запросам базового электората компартии. Плюс к этому с помощью критики правительства КПРФ подчеркивает свой статус единственной оппозиционной партии: они единственные, кто не голосовал за это правительство. Для их избирательной кампании это важный момент.

Сказать, что на этом КПРФ очень много сможет выиграть - нельзя, но она и не растеряет свои голоса. В рамках кампании с такой повесткой КПРФ мало что угрожает, но и существенно усилить свои позиции тоже вряд ли получится.

Вторая партия, которая использует тематику роста цен, это СПС. Она с помощью этой темы продолжает свою линию достаточно популистского ведения кампании. Линия была продемонстрирована еще весной, когда партия СПС достаточно активно апеллировала к пенсионерам, к вопросам повышения зарплат и пенсий. Сейчас СПС тоже продолжает в этой социальной тематике выступать. В рамках федеральной кампании продолжает сохраняться логика ведения неидеологической кампании, хотя традиционное представление об СПС - как об идеологической право-либеральной партии. Поскольку право-либеральные потенциальные избиратели СПС на выборы не ходят, то СПС приходится искать себе дополнительные голоса среди тех, кто приходит на выборы – среди пенсионеров и бюджетников. СПС пытается подавать избирателям достаточно разные сигналы: с одной стороны, социально-популистская риторика, с другой – какие-то право-либеральные идеологические выступления. На сегодняшний день избиратели этой партии дезориентированы, поскольку партия окончательно не сформулировала свою основную линию избирательной кампании.

Сколько СПС может выиграть на использовании темы подорожания продуктов? Здесь достаточно очевидна попытка противопоставить себя «Единой России» и выступать с позиции ее критиков и на этом зарабатывать дополнительные очки. Но тема-то принадлежит не «Единой России», а президенту и правительству. Поэтому на межпартийном уровне критика партии власти на этой теме не может принести много голосов.

Но то, что КПРФ и СПС активно выступают на эту тему, подчеркивает, что избирательная кампания во многом превратилась в референдум о доверии власти, где есть только два вида голосования: за Путина и против Путина. За Путина – это значит за «Единую Россию». Остальные прокремлевские партии и те, которые не уходят в достаточно радикальную оппозицию, они вообще по этой теме мало что говорят, а если выступают все-таки, то с достаточно косвенными заявлениями. А наибольшую активность проявляют именно те, кто являются такими условными центрами консолидации голосования против Путина – КПРФ слева и СПС условно справа.  

19.10.2007
Дмитрий Бадовский

Контекст

Аналитика

Сложный для обработки алмаз

Перед благоустройством Почаинского оврага необходимы серьезные геологические и археологические исследования.

Ошибки молодости

В чем причина резонансных накладок в работе нижегородской мэрии?

Тенденции

Вандализм как ответ на сигнал сверху

Разрушение исторического облика Нижнего Новгорода идет высокими темпами.

Результат взаимного недоверия

Даже увеличивающееся число летальных случаев не вынудит власть прибегнуть к крайним мерам.

Дискуссия

Экология: без прорывов

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года.

Бизнесмен без завещания опасен для своей семьи

Старую истину подтверждают новые истории Босова, Трубникова и Бурлакова.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О подходе резонном и правильном

Как известно, Город проклят. Стало быть, чинить его да латать – только деньги зря тратить. Порешили жить красиво, а помирать с фанфарами.

О растущем веселье и надвигающемся счастье

Как известно, жить день ото дня все веселей и лучше. Гомерический хохот не смолкает в кухнях и закоулках.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.