реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
22 Апреля 2018г., Воскресенье

Взыскать убытки с инспекции. Миссия под вопросом


С введением процедуры обязательного досудебного обжалования решений, вынесенных по результатам налоговой проверки, суд стал дальше от налогоплательщика. И дороже для него. Желание (и/или необходимость) отстоять свою позицию теперь влечет за собой затраты на составление апелляционной жалобы, а также на представление интересов налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе.

Возникает вопрос: кто должен платить за эти услуги? Можно ли переложить на инспекцию, принявшую незаконное решение по результатам проверки, сумму расходов на юридические услуги, понесенных налогоплательщиком в рамках обязательного досудебного обжалования решения?

На первый взгляд, должны действовать общие нормы ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, согласно которым расходы, понесенные для восстановления нарушенного права, должны быть компенсированы в полном размере. Это правило - уже применительно к налоговым отношениям - находит продолжение в нормах ст. 35 и 103 НК РФ. И вот тут-то процесс восстановления прав налогоплательщика начинает давать сбои.

Корень проблемы

Согласно п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. В п. 2 ст. 103 НК РФ указано, что убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме.

Казалось бы, эти нормы, дополняя друг друга, должны способствовать защите прав налогоплательщика... Если бы не одно но. В норме ст. 35 НК РФ говорится об убытках, причиненных неправомерными действиями и решениями налоговой инспекции, в то время как в ст. 103 НК РФ указано, что компенсируются убытки, причиненные при проведении налогового контроля в результате неправомерных действий налогового органа. Статья 103 НК РФ не содержит указания на компенсацию убытков, причиненных незаконными решениями налогового органа.

Ситуацию в разрешении этой коллизии норм усугубляет позиция Президиума ВАС РФ, высказанная в Постановлении от 15.07.2010 N 3303/10. Налогоплательщик, добившись в судебном порядке признания недействительным решения о привлечении к ответственности, обратился к инспекции с требованием о взыскании убытков, возникших у организации в связи с подготовкой возражений на акт проверки. Разрешая дело, ВАС РФ делает следующий вывод: поскольку действия должностных лиц, связанные с проведением проверки и составлением по ее итогам акта, не были признаны судами неправомерными, расходы на подготовку письменных разъяснений на акт проверки, не могут быть признаны в качестве убытков в соответствии со ст. 103 НК РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 3303/10 касалось расходов на подготовку возражений на акт налоговой проверки, который, как известно, не является ненормативным актом, то есть не определяет права и обязанности конкретных лиц. В отличие от итогового решения по результатам проверки. Однако, как будет показано ниже, выраженная позиция была перенята некоторыми нижестоящими судами и применяется при разрешении споров о взыскании с инспекции расходов на юридические услуги, оказанные при обжаловании решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Итак...

Судебная практика не в пользу налогоплательщика

В Уральском округе набирает силу позиция, согласно которой расходы на составление апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган не должны возмещаться инспекцией, даже если первоначальное ее решение по результатам проверки было признано незаконным. Логика строится на положениях ст. 103 НК РФ, в которой указывается, что убытки в рамках налогового контроля должны быть причинены именно неправомерными действиями налогового органа.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 02.06.2011 N Ф09-2920/11-С4 указано, что поскольку действия должностных лиц, связанные с проведением проверки, составлением по ее итогам акта и вынесением решения не были признаны судом неправомерными, расходы на юридические услуги, заключавшиеся в подготовке апелляционной жалобы и представлении интересов налогоплательщика в УФНС, не могут рассматриваться в качестве убытков, подлежащих возмещению в соответствии со ст. 103 НК РФ. При этом ФАС Уральского округа практически процитировал аргументацию Президиума ВАС РФ, высказанную в Постановлении от 15.07.2010 N 3303/10 в отношении расходов на подготовку возражений на акт налоговой проверки.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Уральского округа от 01.03.2011 N Ф09-11138/10-С2 (Определением ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-5186/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), а также в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 N 17АП-13812/2010-АК.

Судебная практика в пользу налогоплательщика

Иная практика складывается в Центральном и Поволжском округах. Здесь суды исходят из того, что если решение инспекции по результатам проверки признано незаконным вышестоящим налоговым органом или судом, расходы на юридические услуги, связанные с подготовкой апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган, являются убытками налогоплательщика и подлежат взысканию в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС Центрального округа от 08.12.2010 по делу N А36-1643/2010; от 03.02.2010 по делу N А36-1260/2009; Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А57-11051/2010).

Интерес представляет аргументация Девятнадцатого арбитражного суда в постановлении от 05.11.2009 по делу N А36-1260/2009. В данном деле вышестоящий налоговый орган, рассмотрев апелляционную жалобу организации, отменил решение о привлечении к ответственности. Налогоплательщик на этом не успокоился и обратился в суд за взысканием убытков, возникших у налогоплательщика в связи с оплатой услуг по составлению апелляционной жалобы. Инспекция ссылалась в суде на то, что решение о привлечении к ответственности не нарушило права налогоплательщика, поскольку оно так и не вступило в силу. Однако Девятнадцатый апелляционный суд указал, что издание решения налогового органа само по себе предполагает обязанность исполнения содержащегося в нем требования. Таким образом, расходы на оплату услуг представителей на стадии апелляционного обжалования являются убытками налогоплательщика и могут быть взысканы с инспекции на основании ст. 15 и 16 ГК РФ.

Кто прав? Кто виноват?

Итак, на настоящий момент в судебной практике сложилось два взаимоисключающих подхода. ФАС Уральского округа толкует норму п. 2 ст. 103 НК РФ буквально, не обращая внимание на ст. 35 НК РФ: убытки, причиненные в рамках налогового контроля, можно компенсировать, только если они причинены неправомерными действиями инспекции. В Центральном и Поволжском судебном округах, напротив, подходят к проблеме широко и взыскивают с налогового органа убытки - стоимость услуг по апелляционному обжалованию решения по результатам проверки - на основании совокупности норм 35 и 103 НК РФ и ст. 15, 16, 1069 ГК РФ. Это то, что существует. Возникает вопрос: как должно быть?

Согласно теории права, при коллизии общей и специальной нормы должна применяться специальная норма. Норма ст. 35 НК РФ является общей по отношению к норме ст. 103 НК РФ, которая регулирует более \"узкие\" отношения - взыскание убытков при осуществлении мероприятий налогового контроля. А значит, применяется специальная норма ст. 103 НК РФ, устанавливающая, что именно неправомерные действия являются основанием для компенсации убытков.

Однако такой подход сложно назвать справедливым и, на мой взгляд, является формальным и поверхностным.

Из выше обозначенного соотношения ст. ст. 35 и 103 НК РФ следует, что если инспекция приняла незаконное решение не в рамках мероприятий налогового контроля, она обязана возместить убытки налогоплательщику. Верно и обратное: если неправомерное решение имело место в связи с мероприятиями налогового контроля, ни о каком возмещении убытков не должно идти и речи. Чем обоснован такой подход? Почему презюмируется, что решения, вынесенные в рамках налогового контроля, не могут быть источником вреда для налогоплательщика? Вопросы, видимо, риторические. Идем далее. Из ограничительного толкования п. 2 ст. 103 НК РФ, поддерживаемого ФАС Уральского округа, складывается абсурдная ситуация: взыскать с инспекции расходы, связанные с апелляционным обжалованием решения в вышестоящем налоговом органе нельзя, а взыскать расходы, связанные с обжалованием этого же решения в суде уже можно - как судебные издержки на основании ст. 106 АПК РФ. При этом расходы на представительство в суде по своей природе являются теми же убытками в смысле ст. 15, 16 и 1069 ГК РФ2.

Очевидно, что обжалование решения в вышестоящем налоговом органе и в суде - это единый процесс восстановления нарушенного права налогоплательщика. В законодательстве просто установлена некоторая последовательность защиты прав: сначала в обязательном порядке - в вышестоящем налоговом органе, а если налогоплательщик не удовлетворен результатами рассмотрения, то следующая инстанция для него - уже арбитражный суд.

В ч. 2 ст. 45 Конституции указано, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 12 ГК РФ право на взыскание убытков - это способ осуществления защиты гражданских прав. Ограничение прав допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это правило следует из ч. 3 ст. 55 Конституции.

Думаю, это очевидно, что тут таких оснований не имеется. Таким образом, можно утверждать, что есть основания для оценки на уровне Конституционного Суда РФ положений п. 2 ст. 103 НК РФ в том смысле, который ему придает правоприменительная практика, а именно практика, формируемая ФАС Уральского округа и подтвержденная Определением ВАС РФ N ВАС-5186/11 по делу N А50-9880/2010.

1. В предыдущей моей статье от 03.06.2011 \"Защищайтесь, господа!.. За чей счет?\" я подробно рассмотрела недавнее Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 13923/10. В нем ВАС РФ признал, что расходы, понесенные \"на досудебной стадии в связи с оплатой аудиторской фирме консультационных услуг по оценке правомерности налоговых претензий\" не могут рассматриваться ни как убытки налогоплательщика, ни как судебные издержки. Однако этот вывод, во-первых, касается конкретных, указанных выше услуг, а во-вторых, сделан по отношениям, возникшим до введения обязательного судебного порядка, а значит, в новых реалиях \"автоматически\" применяться не должен. В данной статье предпринята попытка разобраться, должна ли инспекция возмещать налогоплательщику те расходы, которые он понес в связи с составлением апелляционной жалобы и отстаиванием своей позиции в вышестоящем налоговом органе. 2. Более подробно по этому вопросу см. Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 N 22-О \"По жалобе открытого акционерного общества \"Большевик\" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации\".

Оригинал этого материала опубликован ИА Клерк.Ру.

15.07.2011
Валия Гафарова

Контекст

Аналитика

 Над пропастью во лжи или на краю мировой войны

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 12 апреля 2018 года

Выбор сделан: послесловие и послевкусие

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 21 марта 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.