реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
17 Июля 2018г., Вторник

Дворкин раскритиковал «кочетковцев»


Критические материалы о деятельности священника Иоанна Привалова вызвала настоящую истерику в стане последователей о.Г.Кочеткова. Призвав на помощь лояльные и прикормленные СМИ, «кочетковцы» развернули клеветническую кампанию против правящего архиерея Архангельской епархии митрополита Даниила (Доровских), священнослужителей и прихожан архангельских храмов. Примечательно, что последователи о.Г.Кочеткова действуют единым фронтом с сайентологами, которые уже подавали в суд на Архангельскую епархию, а также пытались дискредитировать правящего архиерея в заказных статьях.

Сложившуюся ситуацию в интервью ИА «Православие на Северной земле» прокомментировал президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), председатель Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, профессор Александр Дворкин.

- Александр Леонидович, за последнее время в СМИ прошел ряд публикаций о деятельности последователей священника Георгия Кочеткова в Архангельской епархии. Вы и сами недавно были в Архангельске, общались с правящим архиереем, духовенством, мирянами. Как вы можете охарактеризовать эту ситуацию?

- Судя по всему, ситуация достаточно напряженная. У священника Георгия Кочеткова есть некоторые чисто теоретические построения, которые его последователи начинают фанатично внедрять везде, где могут. В частности, при всей спорности многих идей священника Георгия Кочеткова главное, что вызывает вопросы - его экклесиологическая ересь - учение о том, что Церковь имеет «синагогально-синаксарную структуру», т. е. состоит из двух неравных частей, из «полных» и «неполных» членов. «Полные» члены Церкви - просвещенные, подлинные христиане, а «неполные» - темная масса, на которую не стоит обращать внимания. Таким образом, себя «кочетковцы» представляют как своеобразную элиту Церкви, «суперцерковь», или, может быть, даже единственную правильную, единственную истинную Церковь, и прилагают все усилия, чтобы этот «светоч» освещал ту самую темную массу простых, «непродвинутых» людей, выбирая из нее достойных войти в их просвещенный круг.

Попытки реализовать подобные идеи на том или ином приходе неизбежно приносят разделение: есть «продвинутая», послушная паства, которая смотрит в рот священнику и «катехизаторам», которых он назначил, и выполняет все, что они говорят, а есть остальные прихожане, которые не желают «просвещаться», не слушают и почему-то даже возмущаются тем, что происходит. В результате исчезает мир, нарушается единство Церкви, в которой все объединяются вокруг Евхаристической Чаши, независимо от социального положения, политических убеждений, культурного, образовательного, имущественного уровня и так далее. Церковь едина, а у «кочетковцев» получается очень жесткая конфронтация, и чем дальше, тем больше. Собственного говоря, понятно, кому это выгодно, кто больше всего заинтересован в привнесении разделений в Церковь. И то, что вносит эти разделения - явно не от Бога.

- Получается, что ситуация в Архангельске - это только часть более серьезной проблемы, связанной с движением отца Георгия Кочеткова?

- Совершенно верно. Его последователями создаются некие параллельные структуры, и в них вовлекаются люди, которые, может быть, вовсе этого не хотят, но не имеют достаточных знаний, духовного опыта, чтобы отличить истину от лжи, доброкачественный духовный опыт от злокачественного. Из самых лучших побуждений они могут увлечься этим учением, стать такими же бездумными фанатиками и служить, увы, не единству, а разделению Церкви.

- Можете ли вы, как один из ведущих экспертов в России по деструктивным культам, выделить какие-то общие признаки между движением отца Георгия Кочеткова и этими культами?

- Одна из важных черт тоталитарных сект - духовный элитизм в сочетании с черно-белым восприятием реальности. По одну сторону - мы, наша община, наше движение, наша организация, по другую - темные, глупые, гибнущие и так далее людишки вокруг. Это очень характерная особенность для любой секты, есть она и в общине священника Георгия Кочеткова, об этом я уже говорил.

Другая яркая черта - гуруизм. Все члены секты безусловно подчиняются гуру, лидеру. Его слова - истина в последней инстанции, которая принимается без рассуждений. Это опять же весьма характерно для движения священника Георгия Кочеткова.

Затем - «семейная» терминология. Секта становится конкурентом семьи, пытается заменить ее собой. Внутри общины священника Георгия Кочеткова существуют группы, которые так и называются - «семьи», причем с реальными семьями они нередко не совпадают, то есть муж оказывается в одной «семье», а жена - в другой. И так далее, в общине «кочетковцев» достаточно сектантских признаков.

- Александр Леонидович, насколько нам известно, последователи отца Георгия Кочеткова активно подписывались под обращением к министру юстиции РФ с просьбой исключить вас из состава Экспертного совета. Это письмо они публиковали на своих официальных ресурсах.

- Я считаю, что инициаторами обращения были сайентологи с неопятидесятниками, а «кочетковцы» поддержали их начинание. Сама эта поддержка очень характерна, в данном случае уместно будет сказать, что на воре и шапка горит. Какая разница для «кочетковцев», состою я в Экспертном совете или нет? То, что они проявили такую заинтересованность, да еще и выступили вместе с сайентологами... Это ведь своеобразное табу - есть разные организации, разные взгляды, но о том, что с сайентологами нельзя иметь ничего общего, теперь уже знает, я думаю, даже пятилетний ребенок. То, что община священника Георгия Кочеткова позволяет себе такое сотрудничество, показывает ее «качество».

- А когда в Архангельск приезжал председатель Юридического комитета РАЦИРС Александр Корелов, то один из местных блогеров, лояльный к «кочетковцам», написал открытое письмо директору Добролюбовской библиотеки с просьбой запретить публичную лекцию эксперта. Под письмом поставили подписи десять человек - шесть «кочетковцев» и четыре сайентолога...

- Интересный союз...

- На наш взгляд, проблема движения о.Г.Кочеткова - это проблема всей Церкви, в Архангельске мы видим только метастазы, идущие из центра. Какой выход можно найти из сложившейся ситуации?

- Я не могу решать за священноначалие, но в любом случае в этом движении заметны весьма опасные тенденции, которым, как мне кажется, необходимо дать недвусмысленную церковную оценку.

Оригинал этого материала опубликован на сайте «Православие на Северной земле».

29.12.2012

Контекст

Аналитика

Жизнь после ЧМ-2018 - новые вызовы и ориентиры для Нижегородского региона

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 16 мая 2018 года

Нижний Новгород: от нового качества власти к новому качеству жизни?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 26 апреля 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.