реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
16 Апреля 2024г., Вторник

СОБЫТИЯ - 3 Сентября 2015г., Четверг

Городская Дума Нижнего Новгорода имела полные основания досрочно прекратить полномочия главы администрации города


Юридическое управление городской Думы Нижнего Новгорода представило на заседании 2 сентября 2015 года заключение  правовой экспертизы по вопросу «О распоряжении Правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 года № 1378-р «О решении городской Думы города Нижнего Новгорода от 22 июля 2015 года № 160». Подавляющим большинством  - 27 голосами  «за» -  депутаты городской Думы отклонили распоряжение правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 года №1378-р «О решении городской Думы Нижнего Новгорода от 22.07.2015 №160».

Представляем полный текст юридического обоснования законности и правомочности действий городской Думы Нижнего Новгорода.

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 года № 1378-р «О решении городской Думы города Нижнего Новгорода от 22 июля 2015 года № 160» (далее также – распоряжение) содержит предложение городской Думе города Нижнего Новгорода отменить решение от 22 июля 2015 года № 160 «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта», главе города Нижнего Новгорода – обратиться в суд для расторжения контракта с главой администрации, до вступления в силу решения суда не расторгать данный контракт, а также содержит предупреждение об ответственности за нарушение законодательства, недопустимости необоснованного увольнения и назначения муниципальных служащих.

Издание распоряжения обосновывается пунктом «е» части 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 184-ФЗ), который предусматривает, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд.

Статья 21 Федерального закона 184-ФЗ устанавливает основные полномочия  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: «Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии» (часть 1 статьи 21).

Именно для реализации данного основного полномочия высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты или обратиться в суд (пункт «е» части 2 статьи 21).

Решение городской Думы города Нижнего Новгорода «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта» принято в рамках полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода как работодателя в отношении муниципального служащего – главы местной администрации (в соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования). Данное полномочие городской Думы не связано с полномочиями Правительства Нижегородской области, для реализации которых Правительство вправе давать органам местного самоуправления какие-либо рекомендации.

Отмечу также, что конституционность пункта «е» части 2 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ уже была предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.02.2009 № 136-О-О «Об отказе к принятии к рассмотрению жалобы администрации городского округа город Воронеж на нарушение конституционных прав местного самоуправления подпунктом «е» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной сласти субъектов Российской Федерации» указал, что реализация положения подпункта «е» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» возможна лишь с учетом всех требований Конституции Российской Федерации, ее статей 130, 131, 132, и с использованием процессуального механизма, предусмотренного совокупностью норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, как было указано в определении Конституционного Суда, формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не должны нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей. Тем самым устанавливаются пределы полномочий субъекта Российской Федерации по контролю за законностью при осуществлении местного самоуправления, рамки которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации конкретизируются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (глава 10), другими федеральными законами.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьями 1, 21, 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением Федеральных законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Таким образом, государственный надзор в данной сфере осуществляют органы прокуратуры, а не органы государственной власти Нижегородской области.

Поскольку Правительство Нижегородской области органом государственного контроля (надзора) не является, то распоряжение Правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 года № 1378-р «О решении городской Думы города Нижнего Новгорода от 22 июля 2015 года № 160» должно рассматриваться как рекомендация органу местного самоуправления, не имеющая характера обязательной для исполнения.

Принятие городской Думой решения от 22 июля 2015 года № 160 «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта» основано на нормах законодательства Российской Федерации.

Как установлено частью 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (часть 3 статьи 9, часть 2 статьи 11) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяется действие трудового законодательства. Поэтому, поскольку главой местной администрации, назначенным на должность по контракту, осуществляется руководство соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), правомерным является расторжение контракта с ним с учетом особенностей, обусловленных как статусом местной администрации, так и нахождением названного лица на муниципальной службе, а равно порядком назначения его на должность и заключения контракта - с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Случаи и основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотренные в виде специального перечня в части 10 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являются дополнительными к основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, и не могут служить основанием для вывода о том, что к рассматриваемому случаю Трудовой кодекс Российской Федерации не может быть применен.

Кроме того, необходимо отметить, что пунктом 10.3 контракта, заключенного с О.А.Кондрашовым 6 декабря 2010 года, предусмотрено, что контракт с главой администрации города Нижнего Новгорода может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе. Условия контракты были утверждены решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 № 57 и официально опубликованы до проведения конкурса и назначения О.А.Кондрашова на должность главы администрации города Нижнего Новгорода. Указанное решение городской Думы никем не оспорено и судом не соответствующим законодательству не признано. Контракт был подписан О.А.Кондрашовым в результате победы в конкурсе на назначение на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, в котором все граждане принимали участие добровольно и без принуждения.

Также в Российской Федерации существует множество примеров прекращения полномочий и расторжения контрактов с главами местных администраций по инициативе представительных органов по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации. Данные случаи неоднократно были предметом рассмотрения судов всех уровней, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, которые подтвердили право представительных органов принимать решения, аналогичные решению от 22 июля 2015 года № 160 «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта».

На основании изложенного, оснований для отмены решения от 22 июля 2015 года № 160 «О досрочном прекращении полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода Кондрашова Олега Александровича и прекращении (расторжении) с ним контракта» у городской Думы города Нижнего Новгорода не имеется.

 

По материалам Управления по связям с общественностью и СМИ городской думы города Нижнего Новгорода



Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.