реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
26 Марта 2019г., Вторник
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Еще одна интерпретация образа Анны Болейн

Если говорить о том, насколько высок уровень исторической достоверности в фильме Джастина Чэдуика «Еще одна из рода Болейн», то нельзя не признать, что совсем даже невысок, хотя режиссер сам является англичанином и, надо полагать, знаком с историей Англии. Но поскольку режиссеры обычно не ставят перед собой задачу с максимальной точностью экранизировать какой-нибудь роман или воссоздать на 100 процентов определенные исторические события, то и в данном случае рассчитывать на то, что на экране появится научно-обоснованная сцена из учебника истории Англии XVI века не стоило. Джастин Чэдуик захотел рассказать об истории взаимоотношений между двумя соперничающими сестрами и, так сказать, примерил им личины Мери и Анны Болейн и поместил их в соответствующую историческую эпоху. Получился драматический фильм с историческими костюмами и декорациями (опять же критически настроенные специалисты легко могут обнаружить, что костюмы, прически и декорации не настолько уж точно выдержаны в стиле того времени).

Итак, очевидно, что английский двор XVI века – это не более чем романтический фон. В центре внимания три линии отношений: между родителями и детьми, между двумя сестрами, между мужчиной и женщиной. 

Перед нами обычная драма того времени – отец, торгующий своими дочерьми. Ситуация совершенно не уникальная, а, напротив, свойственная всем благородным семействам: выгодные браки или близкие отношения одного из членов семьи с королем давали возможность представителям рода получить определенные материальные блага, власть и влияние. Пренебрегать этим было не принято. Основным носителем этих принципов в фильме является отец Мери и Анны, который готов положить в королевскую постель любую из своих дочерей, при этом считая, что Анна на данном поприще могла бы достичь большего, чем ее сестра – безвольная Мери. Однако обстоятельства складываются так, что Генрих VIII сначала жалует своим вниманием Мери и лишь позднее – Анну. При этом мать девушек неожиданного оказывается носительницей более гуманных ценностей и является противницей такой торговли ее детьми, однако обе дочери ничего не имеют против того, чтобы их использовали «в интересах рода»: одна слишком безвольна для сопротивления, другая – слишком честолюбива.

Второй конфликт заложен во взаимоотношениях Мери и Анны. Они по нескольким позициям противопоставлены друг другу: Мери более управляемая, спокойная и великодушная/Анна более непредсказуемая, импульсивная и злопамятная, Мери – послушная простушка/Анна – честолюбивая интриганка, Мери – блондинка/Анна – брюнетка. Более точно оригинальное название фильма переводится как «Другая из рода Болейн», так что режиссер явно делал особый упор на то, что хотя девушки и сестры, Анна не такая как Мери, и это определяет ее судьбу: она становится королевой Англии и всходит на эшафот.

Третья линия – отношения Генриха VIII с женщинами: Мери становится временной забавой, Екатерина Арагонская с позором изгоняется с трона, чтобы освободилось место для Анны Болейн, Анне, обвиненной в супружеской измене, выносят смертный приговор. При этом Генрих не выглядит в фильме кровожадным тираном, а его чувства и действия кажутся зрителям совершенно адекватными и полностью мотивированными сложившимися обстоятельствами. Он - страдающий и одинокий мужчина, нуждающийся в любви, сочувствии, понимании и рождении сына. Кроме того, король в фильме безумно обаятелен и красив. (Неудивительно, что женщины буквально рвут его друг у друга из рук.) Эрик Бана просто отлично сыграл Генриха и был настолько силен и выразителен в мимике, что мог бы и вообще ничего не говорить: все и так было написано на его лице.

Скарлетт Йоханссон в роли Мери Болейн тоже оказалась на высоте: она отошла от своего привычного амплуа роковой блондинки, пытающейся использовать мужчин в своих целях, и сыграла такую милую простушку, которой помыкают, как хотят. Но на протяжении фильма характер ее герои постепенно развивается, и к финалу оказывается, что она, пожалуй, самая сильная и самая достойная из рода Болейн.

Что касается Натали Портман, сыгравшей Анну, то она очень хорошо с самого начала обозначила особую близость отношений Анны с братом Джорджем, что в последствии приводит к тому, что их обвиняют в инцесте и казнят. Противоречивые чувства между сестрами, пожалуй, тоже удалось передать. Но вот наиболее драматически напряженные сцены, когда Анна сначала находится в заключении, а потом поднимается на эшафот – они как-то не особенно удались: максимального трагического накала фильм в этих местах не достигает, а ведь Анну в фильме казнят за преступление, которого она не совершала. При этом нельзя сказать, что Портман что-то сделала не так, что она недостаточно прониклась положением, в котором оказалась Анна Болейн. Думается, что провальность этих сцен справедливо списать на просчеты в режиссуре: если бы побольше крупных планов лица Анны в тюрьме и перед казнью (кстати, работа Эрика Баны столь удачна в том числе за счет того, что в переломные моменты жизни Генриха, он часто предстает перед зрителями крупным планом, и потому зритель проникается его состоянием, не имея возможности отвлечься на что-то другое), если бы соответствующая музыка и монтаж, то эти сцены действительно воспринимались бы как кульминационные, а не проходные.

Если же вернуться к реальной истории, то король Генрих пользовался благосклонностью сначала мамаши Болейн, потом старшей сестры Мери, а потом потерял голову из-за Анны, которая сумела убедить его, что является девственницей, и женить на себе. В фильме Генрих настолько привлекателен, что совершенно неудивительно, что две сестры сцепились из-за него, в то время как в реальной жизни он не отличался ни красотой, ни обаянием. И ответственность за несправедливое смещение с престола Екатерины Арагонской, возложенная в фильме исключительно на Анну Болейн, в действительности лежит на Генрихе, отличавшемся жестокостью и деспотизмом (во время его царствования были казнены или умерли от пыток порядка 70 тысяч человек), и рвавшем любые путы, ограничивавшие его свободу действий (будь то католическая церковь или очередной брак). Нелишне вспомнить, что за время его царствования у него было шесть жен.

В фильме образ Анны попытались усилить: она старшая из сестер, более амбициозная, она едва не доходит до инцеста, запутавшись в своих интригах (но все же не доходит). По обвинению в недозволительной связи с братом и измене королю ее и казнят. В реальности же обвинение в инцесте было выдвинуто предшественнице Анны – королеве Екатерине Арагонской, которая, будучи вдовой одного брата, вышла замуж за другого (но брак был разрешен Папой Римским). Анна же была казнена за измену своему венценосному мужу, и с нею вместе были умерщвлены четверо ее предполагаемых любовников, но среди них не было ее брата.

Искусство неоднократно обращалось к образу Анны Болейн, и ее гибель, обычно, была поводом окружить ее трагическим ореолом мученицы. На самом деле она была порождением своей эпохи – времени влияния фавориток и решения многих государственных дел в альковах. Но она, несомненно, была знаковой фигурой того времени: провинциалкой, которая обвела короля вокруг пальца и взошла на английский престол, неверной женщиной, привыкшей потакать своим страстям, не изменившейся даже после того, как получила вожделенную корону. От странного и короткого брака этой куртизанки и деспотичного короля родилась будущая Елизавета I Тюдор (что отмечено и в фильме), подарившая Англии ее Золотой век. Так что перед нами еще одна попытка интерпретации исторического образа Анны Болейн и возникших на нем со временем романтических наслоений.

08.03.2008
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 марта 2019 года)  

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину марта 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-28 февраля 2019 года)  

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину февраля 2019 года.

Тенденции

«Коммерсантъ» разобрал экономические аспекты приговора Сорокину

Адвокаты Олега Сорокина обжаловали вынесенный по его делу обвинительный приговор.

ВСМ - быть или не быть?

Уж больно могущественное лобби сложилось вокруг ВСМ.

Дискуссия

Нестеров – в фонд капремонта?

Бывший глава администрации Дзержинска Виктор Нестеров может стать заместителем генерального директора Фонда капитального ремонта Нижегородской области.

Шахназаров – на выход

Итак, что удалось узнать по поводу пьяного ДТП замминистра образования Нижегородской области Владимира Шахназарова.

Реклама



Лукоморье

О загнутых пальцах и понятии Судьбы

Народ упорствует в невежестве и продолжает загибать пальцы: нефтепродукты опять текут в реку, на людей с крыш валятся ледяные глыбы, на кладбище обещают разрыть котлован.

О сезонных волнениях

Как известно, весна – время особое. Хочется уже чего-нибудь разэдакое выкинуть для эмоциональной разрядки: наговорить благоглупостей, сдать красивый отчет, пошить много новых уголовных дел, костюмов и платьев.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.