реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
28 Марта 2024г., Четверг
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Палачи и жертвы: аномалия любви

В Нижнем Новгороде 9-21 апреля проходят Дни Швеции, в рамках которых в киноцентре «Рекорд» демонстрируются произведения современной шведской кинематографии. Новый фильм Аке Сандргрена «Любить кого-нибудь» - одно из них.

Взаимоотношениями жертвы и палача интересуется не только Роман Полански. Современное кино Северной Европы тоже не чуждается таких тем и проблем. В фильме шведского кинематографиста Аке Сандгрена сюжет выстроен на отторжениях и притяжениях, которые вызывает у Лены Ханнес – ее бывший муж, попавший за решетку за жестокое избиение жены.

Психологизм в картине перемешан с детективными нотками. Режиссер выстраивает логическую цепь событий и заставляет зрителей идти по ложному следу. Фильм начинается с известия о смерти Лены, а потом зрителя возвращают на несколько недель назад и показывают ему начало этой истории – Ханнес выходит из тюрьмы, но при этом он не уверен, что никогда не повторит того, что делал раньше. Зато Лена очень хочет верить в то, что Ханнес изменился, хотя сама она уже вторично вышла замуж - за Альфа -  и вроде бы счастлива в этом супружестве.

Перед нами очередной любовный треугольник. Зритель напряженно всматривается в Ханнеса, стараясь вовремя обнаружить первые признаки того, что он склоняется к рецидиву, но психопат, похоже, тщательно скрывает свои истинные намерения… На самом же деле внимание должно быть обращено на Лену, которая, как загипнотизированная, ходит по пятам за своим первым мужем.

Аке Сандгрен перетряхивает перед нами странности психологии и любви, вроде бы давая надежду на то, что в своем фильме найдет к ним ключ и все объяснит зрителю. Но это лишь очередной прием, уводящий в сторону, чтобы потом зритель сам искал обратную дорогу и разгадку всех всплывших на поверхность тайн.

Конечно, Альф замечает странное поведение жены и не выдерживает – у него происходит довольно жесткая разборка с Леной, после которой на женщине остаются синяки. Теперь этот ранее уравновешенный и добрый человек превращается в какого-то монстра: он идет к Ханнесу, бьет его по лицу, тот дает сдачи. За это Альф пытается представить дело так, будто Ханнес напал на него, но Лена отказывается подавать заявление в полицию. Тогда Альф нанимает пару крепких парней, чтобы те проучили Ханнеса, а когда и это не помогает, он нелегально покупает пистолет… И вот зритель уже не уверен в том, кто именно стал причиной смерти Лены. Может быть, ее застрелил Альф? Или, во всяком случае, он разозлил Ханнеса своими угрозами и побоями, и тот сорвал зло на Лене? Но и это не более чем еще один ложный след…

Режиссер выстраивает перед зрителями привычную логику событий, но то тут, то там не то, чтобы ее ломает - скорее, гибко обходит. При этом реалистичность картины от этого только выигрывает.

На это же работают грим и костюмы: перед нами не кинозвезды с идеально гладкой кожей, блестящими шелковыми локонами, в специально созданных для фильма неповторимых костюмах, а, как кажется, самые обычные люди – одни из толпы – довольно милые, хотя и не особенно совершенные. Казалось бы, это такая незначительная деталь, но, благодаря ей, зритель чувствует себя не в кинореальности, а в реальности – и это большое достижение для режиссера.

В финале фильма мы так и не знаем, что бы сделал Ханнес с Леной, и нам остается только доваривать этот фильм в себе. Понятно, что каждый решит этот вопрос по-своему. Так же, как режиссер не ставит акцента в том месте, где именно совершил главный промах Альф – и здесь тоже каждый может увидеть проблему по-своему. Режиссер рассказывает историю и оставляет зрителей один на один с открытыми вопросами и их собственными мыслями. Неслучайно Альф, пришедший на кладбище, говорит о том, что он понял, что ничего не знает о любви, кроме того, что она точно есть. Аке Сандгрен хочет оставить зрителя в таком же состоянии, что и Альфа, заводит его в тупик и ставит перед очевидными фактами: Лена любит Ханнеса, несмотря на то, что он был так жесток с ней; Ханнес любит Лену, несмотря на то, что избивал ее и едва не убил; Альф любит Лену, и поэтому превратился из кроткого человека в безумного зверя, готового переступить через любые рамки разумности, гуманности и закона… И пусть зрители сами думают о том, как одно может сочетаться с другим, но они вряд ли найдут всему этому какое-то логическое объяснение.

В этом анатомическом копании в человеческой душе, в обнаружении в одном человеке совершенно противоположных чувств и свойств Сандгрен близок Достоевскому. И как русский писатель не видит даже намека на выход для Свидригайлова, Настасьи Филипповны, Катерины Ивановны, так и шведский режиссер не видит выхода для своих героев. Лена и Ханнес обречены пройти свой совместный путь до конца, чем бы он ни закончился. Обречены не неведомой судьбой, а в силу своей сущности и своих чувств. А Альф, вздумавший встать у них на пути, - только бесполезная жертва, которой остается оплакивать свое поражение и ломать голову над странной сущностью любви и неблагодарностью любимых.

14.04.2008
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.