реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Американская мечта под индийскими лохмотьями

Картина Дэнни Бойла и Лавлин Тандан «Миллионер из трущоб» вряд ли может быть отнесена к разряду выдающихся. Впрочем, у нее добротный средний уровень.

Самое удачное в фильме – это сюжетная линия, касающаяся жизни главных героев – детей из трущоб Мумбаи. Она действительно живая, реалистичная, интересная, часто драматическая, иногда – лирическая. Сцены веселого детства на городской свалке, вхождения в профессию попрошаек, погрома, жестоких условий выживания – все это производит на зрителя должное впечатление. Трущобные кадры выглядят даже более живописными, чем Тадж Махал.

Но поверх этой линии накладывается еще одна – совершенно искусственная, абсолютно нереальная – выигрыша почти необразованного юноши в игре «Кто хочет стать миллионером». Вопросы ему выпадают именно такие, на которые ему довелось узнать ответы в ходе своего беспризорного кочевого детства. Ситуация в реальности абсолютно невозможная, поэтому и дальнейший выигрыш 20 миллионов воспринимается как продолжение условного повествования, как элемент сказки – не более.

Если во что-то в этой линии телевизионной игры и можно поверить, так это в то, что ведущий усомнился в том, что игрок победил без помощи мошенничества, и сдал его полиции, которая тут же рьяно приступила к допросу при помощи побоев и электрошока. Опять же совершенно нереально выглядит ситуация, когда недавно свирепствовавшие стражи закона вдруг смягчаются, верят в историю, рассказанную Джамалем, и на следующий день отправляют его доиграть игру до конца.

Авторы картины не очень заботятся о ее правдоподобности, предлагая зрителю видеть в этой неестественной цепочке обстоятельств судьбу. В этом смысле фильм несет в себе в чистом виде то, что принято называть американской мечтой: герой, если он хороший и старательный, непременно выберется из любых трущоб, с самого дна и не просто останется жив, не просто сумеет окружить себя семьей и друзьями, не просто получит возможность как-то сводить концы с концами, но еще и непременно сильно разбогатеет.

Неудивительно, что «Миллионер из трущоб» собрал такой обильный урожай оскаров – вся представленная история как раз в духе американских представлений о жизни, берущих свои истоки из мечтаний первых переселенцев, и кто бы еще оценил по достоинству подобную историю, как не американцы. Тем более что режиссеры не поскупились на слащавый хеппи-энд: Джамаль не захотел остановиться на 10 миллионах, хотя деньги его и не интересуют, и выиграл все 20, а также, наконец, получил обратно свою любимую девушку. Цена же, которую его брат заплатил за это счастье, Джамаля как-то совершенно не напрягает, а брат заплатил своей жизнью. Наверное, американцы смотрят на это просто – ведь брат в целом герой отрицательный, хотя порой ему и не чужды какие-то хорошие порывы, но уж раз отрицательный, то и убиваться по нему не следует.

Индийский трущобный колорит, который режиссеры решили использовать, сыграл в пользу фильма, а сюжет разрушил все, что наработал колорит. Если учитывать плюсы и минусы картины, то в результате сумма получится хоть и положительная, но близкая к нулю. А ведь есть образцы, авторы которых шли примерно тем же путем, но достигли таких высот, к которым «Миллионеру из трущоб» и близко не подобраться.

Это, прежде всего, весь пронизанный бразильским колоритом «Город Бога» Фернанду Мейреллиша и Кати Люнд. По сути, там рассказывается примерно та же история, что и в «Миллионере»: обычный мальчик из нищих кварталов, где без преступлений, казалось бы, выживание в принципе невозможно, но и готовность к жестким поступкам ничего не гарантирует, добивается осуществления своей мечты – стать фотокорреспондентом крупной газеты. В этой истории тоже немало элементов случайности и везения, которые приводят к благополучному финалу. Но эти элементы выглядят куда правдоподобнее, чем у Бойла, а финал не переслащен: самую скандальную из сделанных фотографий герой так и не использует, миллионером он не становится, а становится лишь рядовым сотрудником газеты.

Но самое важное – большое счастье маленького человека не заслоняет от зрителя главное - война в Городе Бога будет продолжаться: если умрет один вожак – на его место тут же придет другой, торговля наркотиками и оружием ведется под прикрытием заинтересованных людей из полиции, которыe не допустят того, чтобы их лишили доходов, никаких новых перспектив у жителей трущоб не появилось – они будут жить так же, как прежде, и так же - погибать.

Вряд ли можно говорить о том, что у «Миллионера» и «Города Бога» разные жанры, что «Миллионер» больше ориентирован на лиричность. Если, конечно, под лиричностью не подразумевается противоестественная слащавость. «Город Бога» точно так же, как и «Миллионер», изобилует красивыми и трогательными сценами. Но Мейреллиш выстроил сюжетную линию без натянутости, условности и фальши. Бойлу это не удалось.

В итоге «Миллионер из трущоб» - это средний фильм, ориентированный на аудиторию поглотителей продукции Голливуда, для остроты умело приправленный индийской экзотикой и тяготами трущобно-беспризорной жизни детей. Но приправленный осторожно, чтобы зритель ни в коем случае не вышел из кинозала с тяжелым сердцем из-за каких-то несчастных сирот. Хорошие сборы фильму обеспечены. Если при создании картины главной целью был коммерческий успех в прокате, то цель достигнута, если же было желание создать не только коммерческий продукт, но и выдающийся фильм, то не получилось.   

13.03.2009
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.