реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Июня 2018г., Вторник
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Обретение Эдема

Ларс фон Триер снял мистический, философский, многомерный фильм, что можно определить уже по названию. Но после просмотра «Антихриста» становится ясно, что глубина здесь безмерна, и нет шансов достичь дна и оттолкнуться ногами от твердой почвы, чтобы всплыть на поверхность. Зритель на протяжении всего фильма колышится в бездонной пучине, одновременно предательски изменчивой и устойчиво неподвижной. Поверхностный взгляд дает зеркально превратную картину мира, но если дать себе труд заглянуть глубже, то предстает другая реальность и кажущиеся противоречия исчезают.

«Антихриста» фон Триер посвятил Андрею Тарковскому, и действительно в фильме многие решения – как технические, так и образные – перекликаются с манерой киноповествования Тарковского. Очень тщательно выписаны визуальные детали и характеры героев, продуманы все психологические мелочи, операторская работа Энтони Дод Мэнтла, как водится, безупречна. Актерская игра Уиллема Дефо и Шарлотты Генсбур – на пределе.

Фильм предваряется мистическим, завораживающе прекрасным прологом, финал которого – катастрофа. И далее начинает выстраиваться пирамида страхов героини, среди которых ключевую роль играет лес, окружающий место под названием Эдем. Муж, считающий себя хорошим психологом, везет ее в это место, чтобы разобраться в обуревающих жену страхах, помочь ей осознать их и таким образом преодолеть.

Эдем оказывается неожиданно зловещим местом. Дом, погруженный в природу, утопающий в зарослях травы и деревьев, совсем не выглядит чудесным, живописным, скорее, он напоминает видение из кошмара: какой-то голый зловещий куст поблизости, разбитое грозой черное дерево, постоянно падающие на крышу дома и катящиеся по ней вниз с мрачным рокотом желуди, встречающиеся то тут, то там изуродованные животные… То, что обычно радует нас своей естественной красотой, оказывается зловеще искаженным.

Так же выглядит и главная героиня: при всей своей естественной изначальной красоте она все же несет на себе клеймо искажения, в ее облике тоже присутствует что-то отталкивающее, и то, что могло бы воплощать идеально прекрасное, вызывает ужас.

Герои фильма намеренно обезличены: у них нет имен, они просто мужчина и женщина. Их взаимоотношения – не взаимоотношения конкретной пары, и даже не взаимоотношения мужчины и женщины вообще (хотя есть определенные моменты, которые будто бы отсылают к такой аналогии), это двое разных людей, перед каждым из них (как и перед каждым вообще) встают одни и те же вопросы, но ответы будут даны противоположные.

На вершине пирамиды страхов героини оказывается ее собственное Я. Время от времени она роняет многозначительные фразы: женщина не управляет собой – ею управляет природа, природа – царство Сатаны. Все очевиднее становится, что странное поведение женщины – не только и не столько результат пережитого горя потери ребенка, сколько – одержимости. Она считает бесполезным сопротивляться и бороться, она дает захватить себя неким темным силам и становится их слепым орудием, в том числе, когда эти силы направлены против ее ребенка, мужа и против нее самой.

Муж находит фотографии того периода, когда его жена жила в Эдеме вдвоем с маленьким сыном – на всех фотографиях обувь на мальчика надета не на ту ногу, а кроме матери, обувать его было некому. Эти неправильно надетые на ребенка ботинки очень символичны: они являются насилием над природой, стремлением уродливо исказить то, что гармонично и естественно, причинить боль, изменить к худшему. Такое отпечаток уродства носит на себе все в Эдеме – с тех пор, как женщина позволила темным силам управлять ею. Она сама говорит о том, что раньше Эдем казался ей прекрасным. Он таким и был, пока она сама не позволила исказить свою природу, пока не поддалась тьме внутри себя.

Мужчина тоже сталкивается в Эдеме с темными силами. Но и он, по большому счету, обнаруживает их не в Эдеме, а в самом себе. Эдем – только символ, как и многое у фон Триера. Конечно, лишь как символ можно рассматривать и привинченный женой к ноге мужа тяжелый жернов. Разумеется, в реальности такие процедуры привели бы к быстрой смерти от потери крови. Этот жернов – ее попытка не дать ему уйти, не дать выбрать иной путь, чем выбрала она, остановить его и заставить подчиниться ее воле. Несколько неоднозначно выглядит сцена, когда с жерновом на ноге, почти не способный передвигаться, он прячется в норе, буквально у нее под ногами, а она бегает по лесу и истошно кричит: «Ты что ли собрался меня бросить, скотина?!» Но на самом деле выводы она делает правильные: он собрался идти иным путем, чем она, - не подчиниться, а противостоять. И ее кромешный ужас не смешoн и неуместен, а вполне естественен.  

В результате в финале он идет один, таща на поддерживающих правильное положение костей подпорках свою изуродованную ногу. И, конечно, речь здесь не столько о ноге, сколько о душевном состоянии героя, о том, на какие морально и физически невыносимые действия пришлось решиться, чтобы восстановить попранную природу – как человеческую, так и природу вообще – царство животных, растений и птиц, небо и лес. Борьба, преодоления, жертвы оказались ненапрасными: зритель видит в конце фильма освобожденную от искажений природу, и наименование Эдем восстанавливается в своем первоначальном значении.

31.07.2009
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Жизнь после ЧМ-2018 - новые вызовы и ориентиры для Нижегородского региона

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 16 мая 2018 года

Нижний Новгород: от нового качества власти к новому качеству жизни?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 26 апреля 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.