реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Апреля 2024г., Пятница
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Славные «бесславные»

Новый фильм Квентина Тарантино, может быть, и не превзошел связанные с ним ожидания, но вполне их оправдал. «Бесславные ублюдки» совершенно тарантиновский фильм с неизбежными цитатами из фильмов более ранних эпох, стилизациями, умелым использованием клише и истинно тарантиновским юмором. Весь фильм пронизан пафосом режиссерской усмешки, поэтому совершенно не режет зрительское восприятие очевидная историческая недостоверность развертывающихся событий.

Чтобы получить удовольствие от просмотра «Бесславных ублюдков», надо именно заранее согласиться и настроиться на условность предлагаемой вниманию зрителей истории и оставить за режиссером право создавать на экране то, что он хочет. Иначе – придется на каждом шагу спотыкаться об исторические недостоверности и неправдоподобности. В основе фильма лежат некоторые реальные исторические личности и события, но тут все равно была бы уместна лишь формулировка «по мотивам второй мировой войны». Фильм Тарантино – это не учебник истории и не попытка продемонстрировать знание данного предмета. Тем более – не материал, которым знание истории можно заменить. Это условная реальность, в которой развертываются условные события, пусть даже участники этих событий носят вполне реальные имена Гитлера и Геббельса – эти герои тоже условны. Реальные исторические личности – лишь очень дальние прототипы участников тарантиновского действа.

Недостоверна, по сути, и сама ключевая цитата, к которой прибегает режиссер – отсылка к фильму «Бесславные ублюдки» 1978 года выпуска, у которого Тарантино позаимствовал даже название. Сама тема второй мировой – да, совпадает, так же, как и безусловная ставка на юмор. Пожалуй, совпадает еще и почти полная оторванность происходящих в фильме событий от мест боев и сражений. А в остальном линии Энцо Дж. Кастеллари и Квентина Тарантино заметно расходятся.

На этот раз Квентин Тарантино снял одновременно псевдоисторическую драму, фильм о шпионах, романтическую… если не комедию, то иронию и очевидную стилизацию. В общем, как всегда, Тарантино спокойно шагает через границы жанров, соединяя все, что ему хочется, в один фильм, виртуозно используя штампы и изыски каждого жанра.

Сюжет фильма своеобразен – перед зрителями рецепт того, как при помощи кинематографа можно было (бы) в одночасье оборвать вторую мировую (здесь проглядывает едва прикрытая режиссерская усмешка по поводу того, на что способно настоящее искусство). Кому по зубам такие подвиги? Героям и шпионам, которые, в общем-то, зачастую легко совмещаются в рамках одной личности. Поведение киногероев в фильме порой весьма гротескно, но настолько в русле отведенного каждому из них амплуа, что каждый оказывается по-своему идеален и безупречен.

В связи с этим об актерской работе большинства участников проекта можно сказать, что она филигранна, совершенна и вообще выбивается далеко за рамки понятия ремесла. Это не имитация, это настоящее, что не так уж и часто случается даже у выдающихся актеров. Многие образы настолько ярки и узнаваемы, но при этом совершенно не переиграны, не избыточны, что остается только поражаться. Циничный и гениальный детектив по кличке Охотник на евреев (Кристоф Вальц), изящная и опасная баронесса фон Хаммерсмарк (Дайян Крюгер), «гордость нации» - простец, маньяк и начинающий актер – все под одним мундиром – Фредерик Золлер (Даниэль Брюль), пойманная в капкан и одержимая местью Шушанна (Мелани Лоран) – каждый из героев мастерски выводит свою индивидуальную линию, которые режиссер переплетает в выверенный узор, где все узнаваемо и все же ни на что ранее известное непохоже. Безупречные образы, которые безупречно срабатывают в сотканной Тарантино реальности – вернее, иллюзии.

Конечно, «индеец» Альдо (Брэд Питт), прилежно собирающий скальпы своих врагов и оставляющий памятные знаки на лбу тем из фашистов, кого оставляет в живых, также производит на зрителей тот самый эффект, на который рассчитывал режиссер. Актерская работа Питта в этом фильме не самая сильная на фоне других персонажей, но, впрочем, вполне адекватная. Просто уж слишком блеснули другие участники проекта, так что Брэд Питт неожиданно оказался в тени чересчур явно обнаружившихся талантов других актеров.

Наложение друг на друга разных человеческих историй, нескольких сюжетных линий привело к тому, что в фильме, по сути, нет главного героя или героини, или, вернее, есть несколько главных действующих лиц. Фильм с одинаковым правом можно назвать и историей о Шушанне, и историей о Ланге, и историей об Альдо и его бригаде. При этом нет разорванности повествования, восприятия, нет ощущения избыточности сюжетных линий и героев. Тарантино сработал не хуже своих актеров – так же безупречно.

Несмотря на обилие юмора, гротеска, клише, стилизаций, фильм все-таки не воспринимается как исключительно легковесный, так как в нем есть и линия истинного трагизма – история Шушанны. В том, что происходит с ее жизнью, нет ничего забавного, и это поддерживает и балансирует ходульность и комичность целого ряда других сцен.

Среди плюсов «Бесславных ублюдков» можно также отметить характерные тарантиновские диалоги и монологи, которыми «грешат» герои всех его фильмов.

08.09.2009
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.