реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
18 Февраля 2019г., Понедельник
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Новая «Золушка»

На советской сцене балет «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева впервые появился в 1945 году, а в 1963-м – на горьковской. В 1989 году этот балет был поставлен снова, но, по мнению специалистов, поставлен слабо. Перелицевать «Золушку» пришлось, потому что итальянские зрители очень хотели увидеть балет в исполнении нижегородской труппы, но видео-версия, которую получили итальянцы, их не устраивала. Спектакль перекроили за три недели и представили на суд итальянских зрителей.

Вернувшись в Нижний Новгород, танцовщики исполнили новую «Золушку» перед нижегородцами. Первый показ прошел 5 марта.

Полного зала не было. Нижегородцев, видимо, не особенно заинтересовало, что же такое сделали танцовщики и хореографы специально для итальянской публики. Те, кто все-таки пришли посмотреть, отреагировали по-разному.

Во-первых, поразило отсутствие привычного оркестра. «Золушка» под фонограмму», - оскорбились некоторые местные балетоманы. Однако если оценивать объективно, то Прокофьев в записи все равно остается Прокофьевым, и такой вариант, конечно, лучше, чем если бы оркестр был, но, не успев все отрепетировать, играл бы с ошибками.

Во-вторых, хореография. Итальянцы сочли старую версию недостаточно интересной, а в Нижнем нашлись ее поклонники, и они были возмущены тем, что увидели совсем не то, что они считали «Золушкой». Некоторые даже обещали обратиться «куда следует» и поставить всех на место и все в балете - по своим местам: «Ну, есть же кто-то, перед кем они отвечают?! Министерство культуры, или что там теперь – агентство»… Но советские времена ушли в прошлое и жесткой диктовки репертуара и хореографии в балете больше нет. Так что недовольным не удастся вернуть старую версию балета.

Еще одно изменение – то, что балет весь идет в соответствии с версией сказки Шарля Перро, в то время как предыдущая постановка была ориентирована еще и на сказку Евгения Шварца, на его сценарий для фильма. Король не проявляет в новом балете желания оставить трон и не жалуется, что ему не доложили, что принц вырос. Но переплетение комизма с драматизмом, сохранено, также как и гротескный подход в обрисовке образов мачехи и двух ее дочерей. 

Роль мачехи исполнила одна из солисток нижегородского балета Юлия Маленкина. Образ мачехи получился очень комичным и колоритным: пред зрителем предстала злая, капризная женщина, замучившая своими мелкими придирками и вечным недовольством мужа и падчерицу, но обожающая до безумия своих недалеких дочек. Очень забавно выглядит поведение мачехи на балу, где она навязчиво ищет внимания короля и принца и даже умудряется на секунду присесть на королевский трон. Не менее комична и сцена примерки хрустальной туфельки, когда, убедившись, что дочерям туфелька не налезет, их маменька пытается натянуть ее на свою ногу… У зрителей мачеха в исполнении Маленкиной вызвала, пожалуй, больший восторг, чем сама Золушка.

Достоинства и недостатки новой постановки можно обсуждать, но сам факт пополнения балетного репертуара новым спектаклем можно только приветствовать. Тем более что недочеты, которые можно найти в «Золушке», есть возможность исправлять по мере их обнаружения. Конечно, хотелось бы увидеть этот балет в новых декорациях и костюмах, но это маловероятно с учетом того, в каком материальном положении находится балет в Нижнем Новгороде. Зато совершенствовать хореографию вполне реально. И насытить спектакль большей эмоциональностью – тоже в силах танцовщиков.

«Золушка», конечно же, один из вечных балетов, место в репертуарах театров ему гарантировано: к тому располагает и сюжет, и потрясающая музыка Прокофьева, и вечный творческий поиск, в котором находятся танцовщики и хореографы. В 2003 году в Мариинском театре Алексей Ратманский поставил свою «Золушку» - о героине настоящего времени, балет был исполнен на языке современной хореографии, декорации также говорили о том, что действие происходит в нашу эпоху. Балет имел успех. В феврале 2006 года премьера нового балета «Золушка» прошла в Большом театре в Москве. Постановщиком выступил хореограф Юрий Посохов. Тут уже оценки были не только положительные оценки, но и отрицательные: многим показалось, что в балете почти нет танца, он заменен пантомимой. Так что с критикой сталкивается не только нижегородский балет.

Радует, что какой-то творческий поиск продолжается не только в Петербурге и в Москве, но и в провинции, хотя здесь и более ограниченные возможности. Желание творить не утрачено, застоя и равнодушия нет. Это, наверное, главный итог. 

07.03.2006
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 января 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину января 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 января 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину января 2019 года.

Тенденции

А налоги – Питеру

«Теплоэнерго» Нижнего Новгорода стало налогоплательщиком Санкт-Петербурга.

Дума о личной гигиене

Изрядно прореженная грядка нижегородского парламента оставляет противоречивые ощущения, а вместе с ними - массу вопросов.

Дискуссия

Герасичкин, не уходи

Есть слабая надежда, что Владимир Герасичкин всё-таки останется в думе Нижнего Новгорода.

Балахну завязали в узел

Вчера в Балахне прошли общественные слушания, на которых обсуждалась крайне важная для нашего региона тема - строительство низконапорного гидроузла на Волге.

Реклама



Лукоморье

О лихом скакуне и проблемных деньгах

Ждут Министры, когда Хлеб Трофеевич одумается немножечко да остепенится. Но в лицо ему такое советовать не решаются.

О снежном коллапсе и расценках богов

Переглядываются советники в унынии. Как же так? Пан-или-Пропал надрывается – ни кровинки в лице не осталось, а Народ не чтит его жертв и усердия.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.