12.12.2010 |
Татьяна Елькина
|
29 Марта 2024г., Пятница |
|
Фильм Софии Копполы «Где-то» нельзя квалифицировать как роуд-муви в чистом виде, но образ дороги в нем один из доминирующих. И тема та же, что свойственна этому жанру: уйти от привычного и попытаться найти и понять самого себя. Обрести свое место в жизни. Герой Кополлы, как и водится в таких фильмах, немного заплутал. «Где-то» рассказывает о жизни успешного актера Джонни Марко (Стивен Дорфф), у которого как будто бы все в порядке, если не считать того, что он и сам не знает, чем бы себя занять, чтобы не было так скучно и так пусто. Привычный набор развлечений не дает ожидаемого эффекта. Человек вдруг обнаруживает, что потерялся в своей собственной жизни, и не знает, что с собой делать. Чтобы передать состояние героя, София Коппола выбрала соответствующий стиль: Джонни немногословен, но за него говорят подробные, долгие, даже затянутые планы. Именно благодаря постоянному молчанию героя, так убедительно передано ощущение тягостных рутинных «звездных» будней. Джонни не чувствует себя вовлеченным в собственную жизнь, и сказать ему, в общем-то, нечего. В этом смысле один из ключевых моментов фильма – подробный показ, как с Джонни снимают слепок его головы, понадобившийся для очередного фильма: его глаза закрыты, уши и рот залеплены, он почти полностью выключен из внешнего мира и может только дышать через отверстия для ноздрей. Он одновременно в эпицентре жизни и совершенно выключен из нее. Он участник творческого проекта, который, может быть, сделает его еще более популярным, и все же он одинокий, слепой, безмолвный, покорный… На некоторое время из состояния потерянности Джонни Марко выводит дочь, с которой он, похоже, не виделся не менее трех лет. Впрочем, ее благотворное влияние он замечает не сразу. Джонни привык, что интерес к нему неразрывно связан с его актерской популярностью, что это оборачивается новыми вечеринками, пьянками, связями, которые давно наскучили, но упорно повторяются, словно жизнь обречена двигаться по замкнутому кругу. Клео (Эль Фаннинг) не задает сложных вопросов и не предъявляет претензий, она привносит с собой естественное чувство любви, о существовании которого Джонни успел позабыть. Для нее Джонни – не знаменитый актер, а папа, общения с которым ей так не хватает. Джонни дежурно исполняет свои отцовские обязанности, а когда снова расстается с дочерью, обнаруживает, что после того, как исчезли эти простые заботы и незамысловатые радости, жизнь опустела, как никогда. Актерский состав София Кополла собрала подстать проекту. Герой Стивена Дорффа чаще молчит, но его взгляды и мимика порой красноречивее любых слов. Двенадцатилетняя Эль Фаннинг оказалась не мене талантливой актрисой, чем ее именитый коллега: она ошеломляюще естественна в роли Клео, и тонко вписывается в сложную атмосферу этого фильма. Кстати, Эль Фаннинг ни чуть не уступала Дорффу по выразительности мимики и взглядов. В фильме Копполы приятно радует то, что режиссер отказывается от пути покорного следования установленным стандартам этого жанра. Ведь зачастую в кино действует принцип технологии, и фильмы о поиске себя нередко похожи друг на друга и сюжетом, и образами, и кинематографическим языком, как однояйцовые близнецы. София Кополла сумела мягко от этого уйти, не разрушив атмосферу фильма. Она рассказала эту старую историю по-новому, собрав ее из других компонентов, добавив той же простоты и безыскусности, которыми Клео преображает жизнь своего отца. Простые планы, незамысловатые интерьеры, элементарнейшие приемы работы камеры – и в фильме появляется узнаваемая правда обыденности, в которую сложно не поверить… Нельзя сказать, что «Где-то» - фильм, сильно ориентированный на семейные ценности. Пусть и очевидно, что герой нуждался в своей дочери, хотя годами не замечал этого. После общения с нею, Джонни не сделался примерным отцом, но переосмыслил свою жизнь, переоценил самого себя. И оценка оказалась невысокой. Этот момент – один из самых драматических в фильме. Однако это не финал, и не окончательный приговор герою. Финал в каком-то смысле можно считать открытым: никто не знает, обретет ли себя Джонни Марко в том поиске, который он начал, хотя сам факт начатого поиска внушает надежды. Философские подтексты фильма наводят на мысль, что герой будет то терять, то обретать себя на дороге жизни, но главное – он не отказывается задумываться и не отказывается идти. |
КонтекстХорошие привычки сами не сформируютсяГород под снегомДоля платного образования растетПредрешенностьОб отдыхе слуг народаАналитикаДействительность требует латать дыры в трубахНа решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально. Все это затянулось до неприличияКонцессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц. ТенденцииМы теряем самое главное – вид города с ВолгиМимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький. Школа надувания щекОтказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта. ДискуссияВертикальная посадкаСиловики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»? Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в ЛондонПредправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал. РекламаДокументыДокладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки. Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю КомаровуВ ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения. ЛукоморьеО нужном, полезном и праздничномКак известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные. О решетках, смерти, луне и сиянииКак известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи. |
|