реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
23 Июля 2018г., Понедельник
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

«Где-то» в бесконечном поиске

Фильм Софии Копполы «Где-то» нельзя квалифицировать как роуд-муви в чистом виде, но образ дороги в нем один из доминирующих. И тема та же, что свойственна этому жанру: уйти от привычного и попытаться найти и понять самого себя. Обрести свое место в жизни. Герой Кополлы, как и водится в таких фильмах, немного заплутал.

«Где-то» рассказывает о жизни успешного актера Джонни Марко (Стивен Дорфф), у которого как будто бы все в порядке, если не считать того, что он и сам не знает, чем бы себя занять, чтобы не было так скучно и так пусто. Привычный набор развлечений не дает ожидаемого эффекта. Человек вдруг обнаруживает, что потерялся в своей собственной жизни, и не знает, что с собой делать.

Чтобы передать состояние героя, София Коппола выбрала соответствующий стиль: Джонни немногословен, но за него говорят подробные, долгие, даже затянутые планы. Именно благодаря постоянному молчанию героя, так убедительно передано ощущение тягостных  рутинных «звездных» будней. Джонни не чувствует себя вовлеченным в собственную жизнь, и сказать ему, в общем-то, нечего.

В этом смысле один из ключевых моментов фильма – подробный показ, как с Джонни снимают слепок его головы, понадобившийся для очередного фильма: его глаза закрыты, уши и рот залеплены, он почти полностью выключен из внешнего мира и может только дышать через отверстия для ноздрей. Он одновременно в эпицентре жизни и совершенно выключен из нее. Он участник творческого проекта, который, может быть, сделает его еще более популярным, и все же он одинокий, слепой, безмолвный, покорный…

На некоторое время из состояния потерянности Джонни Марко выводит дочь, с которой он, похоже, не виделся не менее трех лет. Впрочем, ее благотворное влияние он замечает не сразу. Джонни привык, что интерес к нему неразрывно связан с его актерской популярностью, что это оборачивается новыми вечеринками, пьянками, связями, которые давно наскучили, но упорно повторяются, словно жизнь обречена двигаться по замкнутому кругу.

Клео (Эль Фаннинг) не задает сложных вопросов и не предъявляет претензий, она привносит с собой естественное чувство любви, о существовании которого Джонни успел позабыть. Для нее Джонни – не знаменитый актер, а папа, общения с которым ей так не хватает. Джонни дежурно исполняет свои отцовские обязанности, а когда снова расстается с дочерью, обнаруживает, что после того, как исчезли эти простые заботы и незамысловатые радости, жизнь опустела, как никогда.

Актерский состав София Кополла собрала подстать проекту. Герой Стивена Дорффа чаще молчит, но его взгляды и мимика порой красноречивее любых слов. Двенадцатилетняя Эль Фаннинг оказалась не мене талантливой актрисой, чем ее именитый коллега: она ошеломляюще естественна в роли Клео, и тонко вписывается в сложную атмосферу этого фильма. Кстати, Эль Фаннинг ни чуть не уступала Дорффу по выразительности мимики и взглядов. 

В фильме Копполы приятно радует то, что режиссер отказывается от пути покорного следования установленным стандартам этого жанра. Ведь зачастую в кино действует принцип технологии, и фильмы о поиске себя нередко похожи друг на друга и сюжетом, и образами, и кинематографическим языком, как однояйцовые близнецы. София Кополла сумела мягко от этого уйти, не разрушив атмосферу фильма. Она рассказала эту старую историю по-новому, собрав ее из других компонентов, добавив той же простоты и безыскусности, которыми Клео преображает жизнь своего отца. Простые планы, незамысловатые интерьеры, элементарнейшие приемы работы камеры – и в фильме появляется узнаваемая правда обыденности, в которую сложно не поверить…

Нельзя сказать, что «Где-то» - фильм, сильно ориентированный на семейные ценности. Пусть и очевидно, что герой нуждался в своей дочери, хотя годами не замечал этого. После общения с нею, Джонни не сделался примерным отцом, но переосмыслил свою жизнь, переоценил самого себя. И оценка оказалась невысокой. Этот момент – один из самых драматических в фильме. Однако это не финал, и не окончательный приговор герою.

Финал в каком-то смысле можно считать открытым: никто не знает, обретет ли себя Джонни Марко в том поиске, который он начал, хотя сам факт начатого поиска внушает надежды. Философские подтексты фильма наводят на мысль, что герой будет то терять, то обретать себя на дороге жизни, но главное – он не отказывается задумываться и не отказывается идти.

12.12.2010
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Жизнь после ЧМ-2018 - новые вызовы и ориентиры для Нижегородского региона

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 16 мая 2018 года

Нижний Новгород: от нового качества власти к новому качеству жизни?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 26 апреля 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.