реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Марта 2019г., Среда
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Черно-белое искусство

Фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски – не столько о балетном мире, сколько о жизни в искусстве вообще. О темной и светлой стороне в каждом творце, о взаимосвязи творчества и сексуальности, о противостоянии больше внутреннем, чем внешнем.

Сюжет фильма прост: в балетном мире идет постоянная борьба за роли, получить которые еще недостаточно – надо суметь удержать. Одна звезда уходит и на смену ей тут же является другая, которая продержится недолго, поскольку о восхождении уже мечтает третья, и так до бесконечности. Прежнюю звезду Бэт (Вайнона Райдер) отправляют в отставку, благодаря чему старательная и усидчивая Нина (Натали Портман) получает шанс на главную роль в «Лебедином озере» - она должна исполнить партии белого и черного лебедя. Создать два противоположных образа, одинаково убедительных – задача не из легких, да и соперницы не дремлют. Но, оказывается, что главное препятствие для героини – не мелкие интриги коллег, а она сама.

В форму этой простой истории режиссер вложил размышление о природе искусства и цене, которая за него добровольно выплачивается. Черное – такая же необходимая составляющая, как белое – и в искусстве, и в человеке, который пытается это искусство творить. Это органичная полярность при всей ее контрастности. Отточенная техника, безупречность исполнения – сами по себе не достаточны, чтобы вызвать в зрителях потрясение и заставить их сопереживать тому, о чем говорит Художник (будь то хореограф, режиссер, композитор или кто-то еще). Чтобы искусство завораживало, в нем должна быть не только техническая безупречность, но и живой импульс – не просто исполнить, но самому себе поверить и пережить.

Как говорит хореограф (Венсан Кассель), пытающийся направлять в нужном для него направлении бушующие в театре стихии, необходимо «отпустить себя». Именно с этим у героини главная проблема. Почувствовать себя и позволить себе быть собой. Нормы современной цивилизации и старания семьи направлены на то, чтобы этого не допустить. Они не доверяют человеку, подозревая в нем эгоиста и убийцу. Пытаясь запрограммировать его на приемлемый для общества стандарт поведения, они во многом правы. Но человек искусства – одна из категорий риска, и он нередко оказывается перед искусом добраться до скрытых глубин своей сущности, почувствовать и пережить их в творческом акте. Нина держит себя на самоконтроле, потому что больше всего боится притаившихся в ней самой демонов – своей собственной черной стороны. Но роль вынуждает ее выпустить их на волю.

Главный конфликт в «Черном лебеде» - внутренний. Борьба идет не за мужчину – не за балетного принца и даже не за хореографа.  И главная соперница – не другая балерина, главная борьба – с собой. И трофей здесь не зрительское признание, а возможность пережить творческий акт на грани уже нечеловеческого, который и есть искусство.

Перед каждой героиней «Черного лебедя», так или иначе, маячит темная бездна – тот момент, когда придется уйти, совершив много меньше, чем хотелось. Кто-то еще отводит взгляд, кто-то – уже изредка с испугаем посматривает, кто-то – смотрит, не отрываясь, а кто-то – уже в этой бездне. Способ принять или не принять неизбежный уход со сцены – у каждой свой, но основа общая – катастрофа. Тому, кто однажды вошел в мир искусства, тем более достиг в нем высот, не дано уйти с легкостью. Проблема не в том, кто придет на смену, а в том, как существовать вне искусства – вне того, что для этих людей было и остается главным смыслом и средоточием жизни.

Искусство может многое дать человеку и многое у него отнять. Благодаря ему, человек себя обретает и – теряет. Оно черное и одновременно – белое. Оно может спасти и погубить. Замучить и вознести. Одна сторона неизбежно подразумевает другую, и невозможно признать воздействие искусства благотворным, как нельзя признать его сугубо отрицательным. Составные части равны – добро перемешано со злом, черное с белым, ужасающее с прекрасным – и все неразделимо.

Даррен Аронофски взялся за человека в искусстве и обозначил в «Черном лебеде» целые россыпи подтем, намеков и знаков, сопровождающих размышление на столь глобальную тему. Добровольные жертвы вплоть до самоистязаний, вражда и интриги коллег, страх себя, ужас неизбежного ухода, ревность даже со стороны собственной матери, чья карьера в балете была значительно скромнее… Безумная жажда раскрыться и пережить нечто запредельное, и такой же безумный ужас перед этим. Режиссер тут и там оставляет зрителю крючки, за которые можно цепляться и додумывать смысл самостоятельно.

Если говорить о других составляющих фильма, то, помимо хорошей актерской игры, обращает на себя внимание операторская работа и – местами – клиповый монтаж, который тоже хорошо сыграл свою роль. Оператор Мэттью Либатик, с которым Даррен Аронофски снимал и «Реквием по мечте», умеет делать свое дело. Хотя «Реквием», несомненно, более выдающаяся работа. И, пожалуй, в «Черном лебеде» немного переборщили со спецэффектами: без половины из них фильм произвел бы на зрителя ни чуть не меньшее впечатление.

В целом «Черный лебедь» получился достойным внимательного просмотра и серьезных размышлений.

27.02.2011
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (16-28 февраля 2019 года)  

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину февраля 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 февраля 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину февраля 2019 года.

Тенденции

ВСМ - быть или не быть?

Уж больно могущественное лобби сложилось вокруг ВСМ.

Сергеев – в Удмуртию

Федеральный инспектор по Нижегородской области Григорий Сергеев станет главным федеральным инспектором Удмуртии.

Дискуссия

Широкий выбор

Камбэк понедельника. На Волге опять появились нефтяные пятна.

Сто дней Носкова

Сегодня исполняется сто дней, как Иван Носков официально стал мэром Дзержинска.

Реклама



Лукоморье

О сезонных волнениях

Как известно, весна – время особое. Хочется уже чего-нибудь разэдакое выкинуть для эмоциональной разрядки: наговорить благоглупостей, сдать красивый отчет, пошить много новых уголовных дел, костюмов и платьев.

О глубоком трепете и некоторых издержках

Вроде крутится Губернатор, вертится, все по высоким кабинетам похаживает, деньги выуживает, с небес на грешную землю почти не ступает. А тем временем местные шишки быстренько в штабеля укладываются.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.