реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Апреля 2024г., Пятница
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Черно-белое искусство

Фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски – не столько о балетном мире, сколько о жизни в искусстве вообще. О темной и светлой стороне в каждом творце, о взаимосвязи творчества и сексуальности, о противостоянии больше внутреннем, чем внешнем.

Сюжет фильма прост: в балетном мире идет постоянная борьба за роли, получить которые еще недостаточно – надо суметь удержать. Одна звезда уходит и на смену ей тут же является другая, которая продержится недолго, поскольку о восхождении уже мечтает третья, и так до бесконечности. Прежнюю звезду Бэт (Вайнона Райдер) отправляют в отставку, благодаря чему старательная и усидчивая Нина (Натали Портман) получает шанс на главную роль в «Лебедином озере» - она должна исполнить партии белого и черного лебедя. Создать два противоположных образа, одинаково убедительных – задача не из легких, да и соперницы не дремлют. Но, оказывается, что главное препятствие для героини – не мелкие интриги коллег, а она сама.

В форму этой простой истории режиссер вложил размышление о природе искусства и цене, которая за него добровольно выплачивается. Черное – такая же необходимая составляющая, как белое – и в искусстве, и в человеке, который пытается это искусство творить. Это органичная полярность при всей ее контрастности. Отточенная техника, безупречность исполнения – сами по себе не достаточны, чтобы вызвать в зрителях потрясение и заставить их сопереживать тому, о чем говорит Художник (будь то хореограф, режиссер, композитор или кто-то еще). Чтобы искусство завораживало, в нем должна быть не только техническая безупречность, но и живой импульс – не просто исполнить, но самому себе поверить и пережить.

Как говорит хореограф (Венсан Кассель), пытающийся направлять в нужном для него направлении бушующие в театре стихии, необходимо «отпустить себя». Именно с этим у героини главная проблема. Почувствовать себя и позволить себе быть собой. Нормы современной цивилизации и старания семьи направлены на то, чтобы этого не допустить. Они не доверяют человеку, подозревая в нем эгоиста и убийцу. Пытаясь запрограммировать его на приемлемый для общества стандарт поведения, они во многом правы. Но человек искусства – одна из категорий риска, и он нередко оказывается перед искусом добраться до скрытых глубин своей сущности, почувствовать и пережить их в творческом акте. Нина держит себя на самоконтроле, потому что больше всего боится притаившихся в ней самой демонов – своей собственной черной стороны. Но роль вынуждает ее выпустить их на волю.

Главный конфликт в «Черном лебеде» - внутренний. Борьба идет не за мужчину – не за балетного принца и даже не за хореографа.  И главная соперница – не другая балерина, главная борьба – с собой. И трофей здесь не зрительское признание, а возможность пережить творческий акт на грани уже нечеловеческого, который и есть искусство.

Перед каждой героиней «Черного лебедя», так или иначе, маячит темная бездна – тот момент, когда придется уйти, совершив много меньше, чем хотелось. Кто-то еще отводит взгляд, кто-то – уже изредка с испугаем посматривает, кто-то – смотрит, не отрываясь, а кто-то – уже в этой бездне. Способ принять или не принять неизбежный уход со сцены – у каждой свой, но основа общая – катастрофа. Тому, кто однажды вошел в мир искусства, тем более достиг в нем высот, не дано уйти с легкостью. Проблема не в том, кто придет на смену, а в том, как существовать вне искусства – вне того, что для этих людей было и остается главным смыслом и средоточием жизни.

Искусство может многое дать человеку и многое у него отнять. Благодаря ему, человек себя обретает и – теряет. Оно черное и одновременно – белое. Оно может спасти и погубить. Замучить и вознести. Одна сторона неизбежно подразумевает другую, и невозможно признать воздействие искусства благотворным, как нельзя признать его сугубо отрицательным. Составные части равны – добро перемешано со злом, черное с белым, ужасающее с прекрасным – и все неразделимо.

Даррен Аронофски взялся за человека в искусстве и обозначил в «Черном лебеде» целые россыпи подтем, намеков и знаков, сопровождающих размышление на столь глобальную тему. Добровольные жертвы вплоть до самоистязаний, вражда и интриги коллег, страх себя, ужас неизбежного ухода, ревность даже со стороны собственной матери, чья карьера в балете была значительно скромнее… Безумная жажда раскрыться и пережить нечто запредельное, и такой же безумный ужас перед этим. Режиссер тут и там оставляет зрителю крючки, за которые можно цепляться и додумывать смысл самостоятельно.

Если говорить о других составляющих фильма, то, помимо хорошей актерской игры, обращает на себя внимание операторская работа и – местами – клиповый монтаж, который тоже хорошо сыграл свою роль. Оператор Мэттью Либатик, с которым Даррен Аронофски снимал и «Реквием по мечте», умеет делать свое дело. Хотя «Реквием», несомненно, более выдающаяся работа. И, пожалуй, в «Черном лебеде» немного переборщили со спецэффектами: без половины из них фильм произвел бы на зрителя ни чуть не меньшее впечатление.

В целом «Черный лебедь» получился достойным внимательного просмотра и серьезных размышлений.

27.02.2011
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.