реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
22 Июля 2018г., Воскресенье
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Черно-белое искусство

Фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски – не столько о балетном мире, сколько о жизни в искусстве вообще. О темной и светлой стороне в каждом творце, о взаимосвязи творчества и сексуальности, о противостоянии больше внутреннем, чем внешнем.

Сюжет фильма прост: в балетном мире идет постоянная борьба за роли, получить которые еще недостаточно – надо суметь удержать. Одна звезда уходит и на смену ей тут же является другая, которая продержится недолго, поскольку о восхождении уже мечтает третья, и так до бесконечности. Прежнюю звезду Бэт (Вайнона Райдер) отправляют в отставку, благодаря чему старательная и усидчивая Нина (Натали Портман) получает шанс на главную роль в «Лебедином озере» - она должна исполнить партии белого и черного лебедя. Создать два противоположных образа, одинаково убедительных – задача не из легких, да и соперницы не дремлют. Но, оказывается, что главное препятствие для героини – не мелкие интриги коллег, а она сама.

В форму этой простой истории режиссер вложил размышление о природе искусства и цене, которая за него добровольно выплачивается. Черное – такая же необходимая составляющая, как белое – и в искусстве, и в человеке, который пытается это искусство творить. Это органичная полярность при всей ее контрастности. Отточенная техника, безупречность исполнения – сами по себе не достаточны, чтобы вызвать в зрителях потрясение и заставить их сопереживать тому, о чем говорит Художник (будь то хореограф, режиссер, композитор или кто-то еще). Чтобы искусство завораживало, в нем должна быть не только техническая безупречность, но и живой импульс – не просто исполнить, но самому себе поверить и пережить.

Как говорит хореограф (Венсан Кассель), пытающийся направлять в нужном для него направлении бушующие в театре стихии, необходимо «отпустить себя». Именно с этим у героини главная проблема. Почувствовать себя и позволить себе быть собой. Нормы современной цивилизации и старания семьи направлены на то, чтобы этого не допустить. Они не доверяют человеку, подозревая в нем эгоиста и убийцу. Пытаясь запрограммировать его на приемлемый для общества стандарт поведения, они во многом правы. Но человек искусства – одна из категорий риска, и он нередко оказывается перед искусом добраться до скрытых глубин своей сущности, почувствовать и пережить их в творческом акте. Нина держит себя на самоконтроле, потому что больше всего боится притаившихся в ней самой демонов – своей собственной черной стороны. Но роль вынуждает ее выпустить их на волю.

Главный конфликт в «Черном лебеде» - внутренний. Борьба идет не за мужчину – не за балетного принца и даже не за хореографа.  И главная соперница – не другая балерина, главная борьба – с собой. И трофей здесь не зрительское признание, а возможность пережить творческий акт на грани уже нечеловеческого, который и есть искусство.

Перед каждой героиней «Черного лебедя», так или иначе, маячит темная бездна – тот момент, когда придется уйти, совершив много меньше, чем хотелось. Кто-то еще отводит взгляд, кто-то – уже изредка с испугаем посматривает, кто-то – смотрит, не отрываясь, а кто-то – уже в этой бездне. Способ принять или не принять неизбежный уход со сцены – у каждой свой, но основа общая – катастрофа. Тому, кто однажды вошел в мир искусства, тем более достиг в нем высот, не дано уйти с легкостью. Проблема не в том, кто придет на смену, а в том, как существовать вне искусства – вне того, что для этих людей было и остается главным смыслом и средоточием жизни.

Искусство может многое дать человеку и многое у него отнять. Благодаря ему, человек себя обретает и – теряет. Оно черное и одновременно – белое. Оно может спасти и погубить. Замучить и вознести. Одна сторона неизбежно подразумевает другую, и невозможно признать воздействие искусства благотворным, как нельзя признать его сугубо отрицательным. Составные части равны – добро перемешано со злом, черное с белым, ужасающее с прекрасным – и все неразделимо.

Даррен Аронофски взялся за человека в искусстве и обозначил в «Черном лебеде» целые россыпи подтем, намеков и знаков, сопровождающих размышление на столь глобальную тему. Добровольные жертвы вплоть до самоистязаний, вражда и интриги коллег, страх себя, ужас неизбежного ухода, ревность даже со стороны собственной матери, чья карьера в балете была значительно скромнее… Безумная жажда раскрыться и пережить нечто запредельное, и такой же безумный ужас перед этим. Режиссер тут и там оставляет зрителю крючки, за которые можно цепляться и додумывать смысл самостоятельно.

Если говорить о других составляющих фильма, то, помимо хорошей актерской игры, обращает на себя внимание операторская работа и – местами – клиповый монтаж, который тоже хорошо сыграл свою роль. Оператор Мэттью Либатик, с которым Даррен Аронофски снимал и «Реквием по мечте», умеет делать свое дело. Хотя «Реквием», несомненно, более выдающаяся работа. И, пожалуй, в «Черном лебеде» немного переборщили со спецэффектами: без половины из них фильм произвел бы на зрителя ни чуть не меньшее впечатление.

В целом «Черный лебедь» получился достойным внимательного просмотра и серьезных размышлений.

27.02.2011
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Жизнь после ЧМ-2018 - новые вызовы и ориентиры для Нижегородского региона

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 16 мая 2018 года

Нижний Новгород: от нового качества власти к новому качеству жизни?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 26 апреля 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.