реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Невыносимая сложность бытия

Алехандро Гонсалес Иньярриту не боится браться за не в меру объемные темы и, казалось бы, уже замусоленные вечные проблемы человеческого бытия. Берется и осмысляет, и находит, что сказать зрителю, не скатываясь при этом в банальность и морализаторство. На этот раз режиссер поставил себе задачу глобального размышления о жизни и смерти в рамках одного фильма. И нельзя сказать, что он с ней не справился.

Получилась красивая драма, с финалом, который, наверное, сложно назвать счастливым, но, во всяком случае, с полным правом можно трактовать его как светлый. Очередная прекрасная работа мексиканского мастера. Настоящий фильм Гонсалеса Иньярриту, хоть на этот раз и традиционно смонтированный (в отличие от его ранее нашумевших работ), но ни чуть не снизивший ту высокую планку, которая была задана его предыдущими фильмами. Картина заслуженно получила высокую оценку критиков, собрав номинации на награды американской и британской киноакадемий, а также номинацию на «Золотой глобус» и серебряную премию за лучшую мужскую роль на фестивале в Каннах. Да и премия испанской киноакадемии «Гойя», присужденная Бардему как исполнителю главной роли в «Бьютифул», объективно не тянет на факт проявления всего лишь симпатии к соотечественнику.

Фильм начинен жесткими смыслами, лишен дешевой и утешительной сентиментальности. Жизнь не дает никаких гарантий. Превращает доброе в злое. Растаптывает надежды. Даже перед лицом смерти.

Ткань фильма соткана с беспощадностью Достоевского. Жизнь – сложная штука, гремучая смесь сочувствия и малодушия, любви и предательства, помощи и измены, робко нарождающихся и давно разбитых надежд. То же самое с персонажами: никто не заслуживает доверия, каждому стоит дать шанс, никто не достоин любви и всякий ее достоин… Ни герою, ни зрителю некуда укрыться в безжалостном и неуютном пространстве картины. Жить тяжело. Жизнь не принимает удобных форм. Но умирание – это тоже атрибут жизни, поэтому и оно вряд ли окажется легким. Жизнь как чистилище, а дальше – смерть.

Режиссер не дает своему герою лишних иллюзий и утешения: передать свою ношу некому, ошибки непоправимы, безысходность обступает со всех сторон, все подушки безопасности рассыпаются прахом, любые усилия обращаются в ничто, словно жизнь уже перестала всерьез воспринимать его в качестве участника ее процессов. Жизнь не дает передышки. Смерть – тоже. И нет такого рецепта, который бы облегчил неизбежный переход.

Ужас отдельного человека перед внезапно разверзающейся бездной его смертности. Каждый знает, что однажды умрет, но в назначенный час мало кто оказывается действительно готовым к этому. Жизнь держит человека цепкими лапками, до последней секунды не давая ему вынырнуть из ее гнетущего круговорота. Как примирить себя с неизбежностью смерти и возможно ли это? Даже убежденность в том, что смерть – не финал, не небытие – не приносит необходимого успокоения.

Герой (Хавьер Бардем) опрокинут в безвыходную ситуацию, зритель наблюдает его внутренние и внешние метания на фоне нетипично мрачной, бесцветной, гнетущей, непривычно нетуристической Барселоны. Мудрость режиссера в том, что он заражает зрителя тревогами и не делает ему поблажек. «Не обманывайся: не ты заботишься о своих детях, о них заботится Вселенная». «Да, но Вселенная не платит за квартиру».

Жизнь не дает шанса остановиться, выпутаться, спокойно уйти. Она давит, и тем только крепче держит – нерешенными проблемами, неустроенной семьей, отсутствием надежной опоры. И все-таки умирать придется. Весь фильм герой пытается подготовиться к неизбежному и в итоге – оказывается не готов. Но сквозь всплески отчаяния, сквозь безысходность человеческого пути, изначальную и окончательную его обреченность, ненавязчиво проступает то, что дало название фильму – бьютифул – прекрасное.

Доминирующий темный превращается в идеальный фон, дающий возможность максимально выразительно заиграть редким проблескам светлого. Самая ужасная жизнь не лишена моментов подлинной красоты. В водоворотах бед и неудач острее переживаются просветы счастья. Все это режиссер даже не показывает зрителю, а, скорее, дает иногда смутно почувствовать. Светлые смыслы проходят как будто не через ткань фильма, а легким облаком над зрительным залом. Надежно укрытые сплошным слоем  неустроенности человеческого бытия, они все же присутствуют где-то внутри – дальше, чем на заднем плане, и они меняют фактуру материала, добавляя дополнительное измерение и большую глубину.

Фильм выстроен на многочисленных антиномиях – характеров, ситуаций, смыслов, отношений. Все проблемы намеренно доведены до предела, шансы намеренно сведены до нуля. Атмосфера все сильнее нагнетается, роковой час – приближается, петля – стягивается. Жизнь безжалостна к своим героям, она опутывает их, словно морок, щедроты ее скупы, сомнительны, преходящи…

Смерть – снимает все противоречия, отменяя даже антиномию жизни и смерти.

16.04.2011
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.