реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Января 2019г., Суббота
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Кожа, в которой я жду

Педро Альмадовар в фильме «Кожа, в которой я живу» проявил себя истинным мастером, плотно наполнив картину многочисленными проблемами и конфликтами, разверзнув бездны практически перед каждым персонажем своего фильма. Редкий режиссер сумел бы повторить этот подвиг без ущерба для качества материала. В итоге получилось настолько насыщенное и противоречивое поле, что сложно не заблудиться, пытаясь разобраться, кто же все-таки прав, и кто виноват, или кто виноват сильнее или прав меньше, и виноват ли кто, и разве кто-нибудь прав… Это изощренная месть, или это попытка пересоздать заново человеческую личность, усовершенствовав ее? Это желание создать иллюзию, что любимый человек по-прежнему рядом или это способ заполнить страшную брешь в своей жизни, используя другого человека как материал для экспериментов, как домашнее животное, о котором заботишься, но у которого нет иного выбора, кроме как подчиняться хозяину? Проблем, которые Альмадовар затрагивает в этом кино, хватило бы на три-пять фильмов. 

Впрочем, в попытках разобраться, заслуженное ли возмездие настигает каждого из героев, вязнет только зритель. Сам режиссер для себя все решил. Но он не выпячивает свой взгляд и не навязывает его зрителю, а, пожалуй, даже намеренно делает неочевидным. Он предлагает не столько свой ответ, сколько свой вопрос. Но режиссерский взгляд на поднятые проблемы все же обозначен: в словах одного из неглавных персонажей картины, и главное – в самом названии фильма.

На языке оригинала это очевиднее, чем в русском переводе - «La piel que habito». Используется не глагол vivir – жить, напрямую соотносимый с понятием «жизнь», а habitar – близкий по значению к русскому «обитать», употребляющийся в испанском для обозначения проживания в каком-то месте, которое может быть сменено на другое – в доме, в квартире, в пещере, которые могут быть сменены на другой дом, другую квартиру, другое место. Так что в самом названии заранее обозначено, что речь идет о том, кто по каким-то причинам обитает в этой коже, что есть заведомое расслоение себя на свою внешнюю оболочку и непосредственно человеческую личность, и что есть некий конфликт между личностью и оболочкой, подразумевающий возможное изменение среды обитания…

Один из персонажей фильма обитает в коже, в которой не желал и не думал когда-нибудь оказаться. Сначала такое несоответствие воспринимается как катастрофа, а потом приходит понимание, что эта кожа и есть единственная надежда на спасение, что это место, где можно дождаться своего часа, своего шанса, который когда-нибудь подарит судьба или простое стечение обстоятельств.

Конструкции, которыми оперирует Альмадовар, как всегда, нарочито ходульны, но они настолько художественно выверены, что невозможно говорить о том, что его искусство антиреалистично. Сюжетные решения, поступки и слова героев картины как будто бы уж слишком маловероятные, но поставленные перед героями и зрителями проблемы – очень даже реальны. Человечество возвращается к ним все время, и в разные эпохи решает их разными методами - нередко неоднозначными, не всегда заслуженными. Не зря один из героев картины роняет фразу о том, что человеку свойственно ошибаться. У Альмадовара на этот раз ошибки совершают все.

Как водится, испанский режиссер подобрал для своего фильма мощный состав испаноговорящих актеров. Здесь все на своих местах. Сработано безупречно.

Антонио Бадерас и Мариса Паредес уже снимались прежде у Альмадовара. На этот раз созданные ими образы ничуть не менее удачно вписаны в ткань фильма, чем это было раньше. Герой Бандераса убедительно жесток, умен и категоричен. Мариса Паредес с такой гениальностью выговаривает фразы, которые уместнее были бы в мексиканской мыльной опере, чем в арт-хаусной картине, что кажется, ее героиня проста и сложна, как сама жизнь. Роберто Аламо создал очень впечатляющий образ Сека – огромного дядьки в костюме тигренка, с трогательным сыновним участием уговаривающим свою пожилую маму пошире открыть рот, пока он будет затыкать его кляпом. Жан Корнет в роли Висенте в самых важных сценах вынужден был играть только за счет взгляда и мимики лица. И он, не сказав ни слова, сыграл все – потерянность, беспомощность, потрясение, опустошенность.

Но главная звезда фильма – Элена Анайя – такая неожиданно женственная, нежная и хрупкая после образа несколько мужеподобной и брутальной Альбы в недавней «Комнате в Риме» Хулио Медема. Даже странно, что Альмадовар, у которого такой цепкий глаз на актеров с глубоким содержанием, столько времени обходился в своих картинах без этой актрисы. Когда-то Анайя мелькнула у Альмадовара в эпизодической роли в фильме «Поговори с ней», и почти десять лет после этого творческие пути режиссера и актрисы не пересекались. Фильм «Кожа, в которой я живу», наконец, дал ощутить, насколько плодотворным может быть их сотрудничество. Загадочный и притягательный образ, выстроенный Эленой Анайя, придает всей картине дополнительную глубину и очарование.

Фильм, несомненно, вправе быть отнесен к числу режиссерских удач Педро Альмадовара.

26.09.2011
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Глеб Никитин. Итоги 2018 года. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование динамики рейтингов губернатора Глеба Никитина, основанное на данных экспертных опросов, полученных в течение 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (годовой сводный рейтинг)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей сводный рейтинг «Политическая матрица Нижегородской области» по итогам 2018 года - здесь суммированы все оценки, полученные фигурантами за все время проведения исследований.

Тенденции

ГАЗ на грани

ГАЗ находится на грани коллапса. Остановлен еще один конвейер.

Благодарность ликвидаторам

Спикер нижегородского Заксобрания Евгений Лебедев разослал по СМИ благодарность ликвидаторам аварии на заводе «Красное Сормово».

Дискуссия

Прогноз-2019

Разрешение дел по Сорокину, Кондрашову и Бочкарёву прояснит позицию власти.

Пришли за… Жуком  

В нижегородский областной суд поступило уголовное дело ещё на одного депутата Заксобрания.

Реклама



Лукоморье

О неизъяснимом мраке

Но Народу-то что с того? Он ко мраку привычный: всю жизнь там проводит. А вот единорогам тяжко.

О достоинствах и превратностях

Стали злые языки поговаривать, будто клонятся райские деньки братца Вайнера к закату. Ибо пожаловал новый Губернатор – Хлеб Трофеевич, и такой он весь из себя скучный да очкастый, что лирический Микки Маус может ему и не приглянется.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.