реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
17 Июля 2018г., Вторник
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Еще раз фламенко

Фильм Карлоса Сауры «Фламенко, Фламенко» - это отсыл к его фильму 15-летней давности «Фламенко». Режиссер строит картину ровно по тому же принципу – без сквозного сюжета, но со сквозной идеей о том, что фламенко – искусство многоликое и прекрасное. Как и во «Фламенко», в новом фильме сменяют друг друга фламенковые исполнители, чередуются и перемешиваются танцы, пение, музыка.

Саура использует все те же приемы, что и раньше: простые декорации, лаконичные на их фоне силуэты исполнителей фламенко, полы, потолки, отражения… Но его режиссерский язык и стиль хороши настолько, что повторы не приедаются, а напротив, радуют возможностью еще раз насладиться этим типичным лично для режиссера, но нетиповым для современного кино подходом к построению фильма. Карлос Саура не стремиться развлечь зрителя длинной историей и не желает отвлекать его наслоением красивых и модных деталей от главного – искусства фламенко. Оно подается как есть, почти документально, без художественной приукрашености, чтобы искусственная, привнесенная художественность не мешала зрителю чувствовать естественную внутреннюю художественность фламенко. Саура желает показать, что фламенко чувствуется и на плоском фоне (отсюда и огромные полупустые съемочные павильоны с одной фоновой декорацией или несколькими фламенковыми картинками), заполняя собою любое пространство, тут же выстраивая под себя, наполняя своими смыслами, движениями, звуками, глубиной. Оно, как дух – дышит, где хочет: заходит под пустые своды и переполняет, а потом уносится в небо, растворяясь в хаосе современного мира, но оставляет осадок в душах.

Режиссер не копирует свой прежний фильм, но и не пытается завуалировать прямую связь между двумя картинами. Само название говорит о том, что перед нами, по сути, «Фламенко-2». Но, чтобы уйти от неизбежных ассоциаций с американскими блокбастерами и жесткости, которую подспудно навязывают любые цифры, подсчеты и нумерации, Саура просто дважды повторяет название, таким образом сохраняя имя фильма от неуместных смысловых привкусов и указывая на его предтечу.

Начинается «Фламенко, Фламенко» ровно с той песни, которая завешала «Фламенко» - «Verde que te quiero verde» - переложенный на музыку «Romance Sonаmbulo» Федерико Гарсиа Лорки.  То есть, зрителя как бы возвращают в конец предыдущего фильма и продолжают его – в том же ключе, теми же средствами, о том же. Все настолько выверено, что даже мысли нет такой, что режиссер повторяется. Нет – он продолжает. И финал новой картины – прямая цитата предыдущего – фламенко, растворенное в мире.

В фильме задействовано много известных исполнителей: Пако де Лусия, Сара Барас, Эстрелла Моренте, Хосе Мерсе, Эва Эрбабуэна, и т.д. Но Саура, скорее, руководствуется стремлением собрать не столько самых знаменитых, сколько самых вдохновенных. Поэтому в его фильмах о фламенко всегда мелькают не только профессиональные исполнители на пике формы, но и рядовые любители фламенко, в том числе старики и дети. Режиссер не устает показывать, что фламенко – для всех, и любительское исполнение порой не менее проникновенно и трогательно, чем исполнение безупречно владеющих техникой профессионалов. Правда на этот раз детское исполнение было настолько экспрессивным и выдающимся, что затмило многих взрослых профессионалов, и мальчик со взглядом матадора, отбивающий бешенные дроби – может быть, самый главный гвоздь фильма. 

Впрочем, фламенко – это не только напор и экспрессия, оно вмещает любые чувства. И Карлос Саура снова продемонстрировал всю его бесконечную палитру: от нежности и игривости до тоски и вызова, от горя до легкости и веселья.

Саура – один из тех, кто открыл фламенко всему миру. Вклад уже почти 80-летнего режиссера в то, что фламенко знают и любят во многих странах, переоценить невозможно. Он взял фламенко как оно есть, чтобы подарить его всем, и многие впервые узнали о фламенко именно из его фильмов. Во всяком случае, ценители фламенко постоянно обращаются к соответствующим фильмам Сауры. «Фламенко, Фламенко» - еще один взгляд режиссера на любимое искусство, еще одна страница в истории фламенко, еще одна птица, выпущенная в небо.

23.10.2011
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Жизнь после ЧМ-2018 - новые вызовы и ориентиры для Нижегородского региона

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 16 мая 2018 года

Нижний Новгород: от нового качества власти к новому качеству жизни?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 26 апреля 2018 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.