реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Сентября 2018г., Среда
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Нуми против Руни

Фильм Дэвида Финчера «Девушка с татуировкой дракона», конечно, не мог избежать сравнений с одноименной картиной, которую на два года раньше снял по роману Стига Ларссона Нильс Арден Оплев. По сути, фильм Финчера появился именно как реакция на успешную экранизацию. Продюсеры использовали стандартную схему: успешный фильм, снятый без американского участия, переснимается с новым составом актеров, из которых минимум один – звезда, обеспечивающая кассовые сборы. Так было с «Открой глаза» Аменабара, по которому Кэмерон Кроу снимал «Ванильное небо» с Томом Крузом в главной роли, с «Солярисом» Тарковского, по которому Стивен Содерберг снял одноименный фильм с Джорджем Клуни в главной роли, и т.д. Отчасти, наверное, Финчер и продюсеры ориентировались и на текст Ларссона, но понятно, что главным импульсом к созданию картины был будоражащий образ Лисбет Саландер, созданный шведкой Нуми Рапас в первой экранизации знаменитого детектива.

Поэтому представляло большую важность, сумеет ли Финчер найти на роль Лисбет актрису, чья работа может быть поставлена в один ряд с потрясающим образом, созданным Нуми Рапас. Режиссер не скрывал, что были проблемы с выбором исполнительницы главной женской роли в фильме. На роль пробовались Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, Кира Найтли, Энн Хэтэуэй, Эмма Уотсон, Ивэн Рэйчел Вуд, Эллен Пейдж, Ева Грин, Миа Васиковска… Как минимум половину из этого списка было бы интересно увидеть в роли Лисбет Саландер, и работы бы точно были неординарными.

Роль получила Руни Мара, снимавшаяся в предыдущем фильме Дэвида Финчера – «Социальная сеть». Финчеру пришлось вести за эту актрису борьбу с продюсерами, поскольку Руни Мара не относилась к категории актрис, имеющих достаточное число поклонников, приходящих смотреть любые фильмы с участием любимой звезды. В конце концов, обеспечивать кассовость оставили самому Финчеру и Дэниэлу Крэйгу, сыгравшему журналиста Микаэля Блумквиста.

Пожалуй, возложенные на нее режиссером надежды Руни Мара оправдала. Тем более что Финчер в своем фильме трактует образ Лисбет несколько иначе, чем это делает Нильс Арден Оплев. И Лисбет Мары чуть более нежная и ранимая, чем героиня Нуми Рапас. Но, выигрывая в малом, и Финчер, и Мара проигрывают фильму-первоисточнику в более важном.

Вопрос безумия Лисбет – важная подтема в канве фильма. Что такое безумие и как его измерить? Безумна ли Лисбет или наоборот? Медицина, говоря о невменяемости пациентов, использует многочисленные уловки и странные формулировки, где попытки научного подхода к проблеме сильно переплетены с господствующими нормами морали, так что на выходе получается, что ученые видят безумие там, где индивид отказывается следовать общепринятым стандартам поведения, характерным для его времени. Когда действует Лисбет Рапас – мы видим человека, который совершенно рационален в своем нежелании останавливаться у невидимой черты общественных табу: занимается в жизни тем, что ей интересно, даже если для этого приходится нарушать закон, отвечает ударом на удар – опять приходится нарушать закон, и т.д. Из фильма понятно, что в поведении Лисбет нет ничего нездорового, что это вынужденная позиция самозащиты, поскольку закон далеко не всегда способен защитить. Но большинство на месте Лисбет поступило бы в соответствии с набором общественных ограничений, и поэтому та, которая даже не оглянется, переходя черту, по законам социума – безумна.

Когда же действует Лисбет Мара, то это уже не самоуверенный таран без предрассудков, а бедная девочка, которой сильно невезло в жизни. И когда эта девочка говорит о том, что она безумна, зритель не может прочитать в ее взгляде убедительного подтверждения сказанному. А вот спокойный взгляд Лисбет Рапас, собирающейся татуировать своего опекуна, – без всяких страшных слов – пугает, и он-то по-настоящему убедителен.

Руни Мара очень хорошо сыграла Лисбет. Но Нуми Рапас сыграла лучше.

Впрочем, если оценивать фильмы в целом, то тут первенство за Дэвидом Финчером. Его картина глубже, объемнее, многоплановей, интереснее с операторской точки зрения и по драматическим акцентам. Нильс Арден Оплев все-таки снимал, в первую очередь, детектив, и главный вопрос в его фильме: «Так кто же все-таки убил Харриет Вангер?» Финчер же использует разматывание этой детективной истории для того, чтобы выявить основные черты своих героев и поставить проблемы более сложного порядка, копаясь в непредсказуемом человеческом материале, в изуродованных судьбах и душах.

Финчер отталкивается от семьи, и раздвигает границы до более широких слоев социума. Семья Вангер уже содержит в себе весь набор проблем, характерных для всего общества: взаимная неприязнь, разобщенность, жестокость. Истоки «безумия» Лисбет Саландер – тоже уходят корнями в семейные отношения. Индивид находится в опасности в кругу своей семьи, за пределами этого круга – он в не меньшей опасности. Агрессивная внешность Лисбет – лишь защитная маска, которая, увы, не всегда ей помогает, а в толпе добропорядочных ничем не примечательных обывателей под видом «обычных людей» скрываются садисты, убийцы, маньяки… Мир распадается на жертв, палачей, равнодушных наблюдателей и слепцов. Найдя убийцу Харриет Вангер, герои ничего принципиально не изменят: источники зла в изобилии останутся вокруг них. Поэтому главный вопрос не «Кто убил?», а «Как выживать в этом мире?» - и каждый пытается найти на него свой ответ.

10.01.2012
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

«Дембельский альбом» Михаила Бабича. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

Поскольку экс-полпред Бабич оставляет работу в нашей области, мы составили для него своеобразный «дембельский альбом» на основании полученных в рамках проекта данных. Таким он останется в памяти нижегородских экспертов.

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 августа 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за вторую половину августа 2018 года.

Тенденции

Культурное молчание

В прошлый четверг на заседании правительства и.о. министра культуры Татьяна Маврина докладывала о подготовке города к 800-летию. Важно в этом то, что Маврина до сих пор и.о.

Нижегородская агломерация как тренд стратегической урбанизация

Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года, которая сегодня активно обсуждается, - это документ, создаваемый с целью отражения современных тенденций для эффективного продвижения нашего региона в будущее.

Дискуссия

Система, которая не работает

Почти неделя прошла с момента взрыва на заводе Свердлова в Дзержинске. Завалы до сих пор разбираются, угроза повторных взрывов сохраняется.

Соперникам Никитина нечего ему противопоставить

Врио губернатора удалось достойно провести чемпионат мира по футболу, начать программу цифровой экономики, ряд проектов в промышленности, подготовить и обнародовать Стратегию-2035. Поэтому он представлен избирателю довольно емко и положительно.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.