реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
25 Апреля 2024г., Четверг
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Нуми против Руни

Фильм Дэвида Финчера «Девушка с татуировкой дракона», конечно, не мог избежать сравнений с одноименной картиной, которую на два года раньше снял по роману Стига Ларссона Нильс Арден Оплев. По сути, фильм Финчера появился именно как реакция на успешную экранизацию. Продюсеры использовали стандартную схему: успешный фильм, снятый без американского участия, переснимается с новым составом актеров, из которых минимум один – звезда, обеспечивающая кассовые сборы. Так было с «Открой глаза» Аменабара, по которому Кэмерон Кроу снимал «Ванильное небо» с Томом Крузом в главной роли, с «Солярисом» Тарковского, по которому Стивен Содерберг снял одноименный фильм с Джорджем Клуни в главной роли, и т.д. Отчасти, наверное, Финчер и продюсеры ориентировались и на текст Ларссона, но понятно, что главным импульсом к созданию картины был будоражащий образ Лисбет Саландер, созданный шведкой Нуми Рапас в первой экранизации знаменитого детектива.

Поэтому представляло большую важность, сумеет ли Финчер найти на роль Лисбет актрису, чья работа может быть поставлена в один ряд с потрясающим образом, созданным Нуми Рапас. Режиссер не скрывал, что были проблемы с выбором исполнительницы главной женской роли в фильме. На роль пробовались Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, Кира Найтли, Энн Хэтэуэй, Эмма Уотсон, Ивэн Рэйчел Вуд, Эллен Пейдж, Ева Грин, Миа Васиковска… Как минимум половину из этого списка было бы интересно увидеть в роли Лисбет Саландер, и работы бы точно были неординарными.

Роль получила Руни Мара, снимавшаяся в предыдущем фильме Дэвида Финчера – «Социальная сеть». Финчеру пришлось вести за эту актрису борьбу с продюсерами, поскольку Руни Мара не относилась к категории актрис, имеющих достаточное число поклонников, приходящих смотреть любые фильмы с участием любимой звезды. В конце концов, обеспечивать кассовость оставили самому Финчеру и Дэниэлу Крэйгу, сыгравшему журналиста Микаэля Блумквиста.

Пожалуй, возложенные на нее режиссером надежды Руни Мара оправдала. Тем более что Финчер в своем фильме трактует образ Лисбет несколько иначе, чем это делает Нильс Арден Оплев. И Лисбет Мары чуть более нежная и ранимая, чем героиня Нуми Рапас. Но, выигрывая в малом, и Финчер, и Мара проигрывают фильму-первоисточнику в более важном.

Вопрос безумия Лисбет – важная подтема в канве фильма. Что такое безумие и как его измерить? Безумна ли Лисбет или наоборот? Медицина, говоря о невменяемости пациентов, использует многочисленные уловки и странные формулировки, где попытки научного подхода к проблеме сильно переплетены с господствующими нормами морали, так что на выходе получается, что ученые видят безумие там, где индивид отказывается следовать общепринятым стандартам поведения, характерным для его времени. Когда действует Лисбет Рапас – мы видим человека, который совершенно рационален в своем нежелании останавливаться у невидимой черты общественных табу: занимается в жизни тем, что ей интересно, даже если для этого приходится нарушать закон, отвечает ударом на удар – опять приходится нарушать закон, и т.д. Из фильма понятно, что в поведении Лисбет нет ничего нездорового, что это вынужденная позиция самозащиты, поскольку закон далеко не всегда способен защитить. Но большинство на месте Лисбет поступило бы в соответствии с набором общественных ограничений, и поэтому та, которая даже не оглянется, переходя черту, по законам социума – безумна.

Когда же действует Лисбет Мара, то это уже не самоуверенный таран без предрассудков, а бедная девочка, которой сильно невезло в жизни. И когда эта девочка говорит о том, что она безумна, зритель не может прочитать в ее взгляде убедительного подтверждения сказанному. А вот спокойный взгляд Лисбет Рапас, собирающейся татуировать своего опекуна, – без всяких страшных слов – пугает, и он-то по-настоящему убедителен.

Руни Мара очень хорошо сыграла Лисбет. Но Нуми Рапас сыграла лучше.

Впрочем, если оценивать фильмы в целом, то тут первенство за Дэвидом Финчером. Его картина глубже, объемнее, многоплановей, интереснее с операторской точки зрения и по драматическим акцентам. Нильс Арден Оплев все-таки снимал, в первую очередь, детектив, и главный вопрос в его фильме: «Так кто же все-таки убил Харриет Вангер?» Финчер же использует разматывание этой детективной истории для того, чтобы выявить основные черты своих героев и поставить проблемы более сложного порядка, копаясь в непредсказуемом человеческом материале, в изуродованных судьбах и душах.

Финчер отталкивается от семьи, и раздвигает границы до более широких слоев социума. Семья Вангер уже содержит в себе весь набор проблем, характерных для всего общества: взаимная неприязнь, разобщенность, жестокость. Истоки «безумия» Лисбет Саландер – тоже уходят корнями в семейные отношения. Индивид находится в опасности в кругу своей семьи, за пределами этого круга – он в не меньшей опасности. Агрессивная внешность Лисбет – лишь защитная маска, которая, увы, не всегда ей помогает, а в толпе добропорядочных ничем не примечательных обывателей под видом «обычных людей» скрываются садисты, убийцы, маньяки… Мир распадается на жертв, палачей, равнодушных наблюдателей и слепцов. Найдя убийцу Харриет Вангер, герои ничего принципиально не изменят: источники зла в изобилии останутся вокруг них. Поэтому главный вопрос не «Кто убил?», а «Как выживать в этом мире?» - и каждый пытается найти на него свой ответ.

10.01.2012
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.