реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Апреля 2024г., Пятница
Алла Фельт
Алла Фельт

Анимация на перепутье

В последнее время анимация стремится к тому, чтобы перестать занимать нишу второстепенного довеска к кинематографу, ориентированного в большой степени на детскую аудиторию. В борьбе за кассовые сборы мультфильмы стараются подвести под категорию «для семейного просмотра», чтобы взрослый зритель мог хотя бы отчасти получать удовольствие от просмотра. Такой подход гарантирует, что мультфильм будет не только хорошо продаваться на дисковых носителях, чтобы детям включали его для просмотра дома, но и обеспечивает приличные сборы в прокате, когда на новые мультфильмы в кинотеатры приходят семьями.

Однако такой универсальный подход накладывает на современные анимационные ленты определенный отпечаток. Периодические мультфильмы норовят совсем оторваться от детской аудитории, балансируя на грани анимационного боевика или фэнтези, которые, будь они сняты в виде кинофильма, не вызвали бы серьезного интереса у детской аудитории. Тут обнаруживается явный крен в сторону взрослой аудитории, когда на долю детей остается, в основном, внешнее оформление. «Легенды ночных стражей» были бы совершенно взрослым продуктом, если бы вместо сов были выведены люди, и если бы картину снимали как кинофильм. «Коралина в Стране Кошмаров» претендует на то, чтобы занять нишу мультфильма ужасов, «Труп невесты» - обращение к жанру взрослых фильмов о мертвецах, «Ранго» - к жанру вестерна. «Девять», чудесно исполненный художественно и технически, по жанру явно относится к целой серии взрослых лент с той же сюжетной линией и незамысловатым набором событий: экологическая катастрофа, эпидемия, инопланетяне или взбунтовавшиеся машины привели к уничтожению жизни на Земле, но есть горстка людей/существ, которая предпринимает попытки возродить жизнь на земле, для чего приходится вступать в битвы со стороной, которая придерживается противоположной точки зрения. Таких фильмов для взрослой аудитории – снято без счета, и ежегодно они пополняются новыми продуктами в этом жанре, поскольку кассовость таких лент проверена. Перевод подобных историй в формат мультфильма удручает тем, что и без того обильное количество этих незамысловатых посткатастровных продуктов, возрастет еще сильнее.

Но, с другой стороны, понимание, что история для взрослых может быть сделана в формате анимационной ленты, порождает и свои шедевры. То, что могло бы быть сделано как авторское кино, делается в виде полнометражного мультфильма, и от этого только выигрывает. В первую очередь, за счет того, что фильмы с такими сюжетами уже неоднократно появлялись, и в некотором смысле приелись зрителю, даже если сопровождаются хорошей актерской игрой. Зритель всегда ищет открыть в давно знакомом материале человеческих свойств и судеб новое измерение. И анимация дает для этого прекрасную возможность, так как воспринимается более свежо, и ее художественные выразительные средства менее избиты. Например, «Чико и Рита», созданный в соавторстве трех испанских режиссеров, в виде кинофильма, скорее всего, оставлял бы послевкусие банальности, но в виде анимационной музыкальной картины производит впечатление совсем не тривиальное.

Так же было и с незамысловатой историей детской дружбы в мультфильме «5 сантиметров в секунду» Макото Синкая: прекрасно нарисованный, сюжетно элементарный, он вышел за рамки стандартной анимации и приобрел какое-то дополнительное, чуть ли ни сакральное измерение, именно благодаря тому же приему – эта история вполне могла бы быть снята как кино, но оказалась нарисована. В «Ловцах забытых голосов» Синкай отказывается от этого приема, и получается всего лишь обычная жанровая анимэшка для детей, одна из многих подобных.

Впрочем, при очевидности попыток режиссеров, занимающихся анимацией, нащупать новые пути и приемы, пусть пока больше заимствуя из кино (и не всегда удачно), действуют и обратные процессы, когда поиск нового категорически нежелателен. Речь не о регрессе как таковом, а о дальнейшем тиражировании кассово успешных анимационных лент. «Кунг-фу Панда-2», «Тачки-2», «Элвин и бурундуки-3», «Ледниковый период-4», и т.д. Продюсеры желают выжать из понравившихся зрителю персонажей максимум финансовой отдачи. Эта же тенденция проявляется в игровом кино: сиквелы и приквелы множатся, как грибы после дождя, и почти любая успешная в прокате лента ими обрастает. Хорошо, когда уровень ее при этом не снижается. В некоторых случаях он даже растет, поскольку продюсеры дают возможность проявившему себя режиссеру в полной мере развернуться, раз уж бухгалтерская отчетность засвидетельствовала, что его стиль и методы нравятся зрителю. Однако нередко бывает, что продолжения и довески уступают первоисточнику, в том числе потому, что зачастую продолжение снимает не тот режиссер, который делал первый кассовый фильм. В мультфильмах – детских и семейных – это правило действует так же, как и во взрослом кино.

И все же, хотя некоторые отрицательные тенденции бросаются в глаза, нельзя не заметить, что мультипликация/анимация переживает период бурного расцвета: она востребована и, следовательно, окупаема, она расширяет свою аудиторию, она порождает собственные шедевры, она ищет новые пути, методы и техники. Перспективы многообещающие, и хочется надеяться, что набираемые плюсы в общем итоге перевесят неизбежные минусы.

04.02.2012
Алла Фельт

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.