реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
18 Февраля 2019г., Понедельник
Алла Фельт
Алла Фельт

Старая сказка в новых зеркалах

Фильм Тарсема Синха «Белоснежка: Месть гномов» - один из немногочисленных случаев, когда обилие спецэффектов оказалось в картине мотивированно и уместно. Они до такой степени логично вписаны в сказочное повествование, что даже забываешь о том, что спецэффекты в кино стали данью моде, чем-то вроде обязательного атрибута современного фильма, хотя зачастую избыточны, необоснованны и вопиюще выпирают из контекста. Можно было бы сказать, что такая органичная вписанность объясняется просто сказочностью материала, но многочисленные примеры испорченных современными спецэффектами сказочных фильмов свидетельствуют о том, что даже к заведомо подходящему полю для применения спецэффектов необходимо подходить с умом. Что создатели «Белоснежки» и сделали.

Спецэффектов действительно много, они на каждом  шагу, но они не мешают и не лезут в глаза. Они все внутренне обоснованны материалом и поэтому не вызывают у зрителей реакции типа: «О, вот опять эта модная фишка! Здесь ее тоже используют!»

Другой очевидный плюс картины – замечательное чувство юмора, которым пронизан весь фильм. Это не грубый юмор ситуаций вроде «Ну, погоди!» или «Том и Джерри», ориентированный на возраст до пяти лет, когда предлагается посмеяться, как кто-то кого-то чем-то огрел или что-то на кого-то уронил. Хотя, пожалуй, ряд шуток для детской аудитории останется непонятным. Некоторые моменты универсальны для любого зрителя, но часть рассчитана именно на взрослую – родительскую – аудиторию. Все-таки жанр «для семейного просмотра» - обязывает… Например, шутка про стабильность, тематика украденной власти, проявления деспотизма – все, что наводит взрослых на мысль о том, что вот так бывает не только в сказках. Но здесь это подано тонко, изящно, аккуратно – так, что зритель даже не замечает, что в кинозале его «грузят» именно тем, от чего он пришел отвлечься. Пожалуй, дежавю с реальностью отчасти заявлено в оригинальном названии фильма – «Mirror Mirror», но поскольку в российский прокат фильм вышел с названием «Белоснежка», то эффект неожиданности срабатывает сильнее.

И, конечно, главный гвоздь фильма – это Джулия Робертс в роли королевы. В первую очередь, благодаря ей так хорошо звучит юмористическая нота картины. И история эта все-таки о королеве, потому что показывает от и до именно ее путь.

Сценаристы не пошли проторенной дорожкой изображения белого добра и черного зла. Противопоставленные друг другу женские образы не столь одномерны: королева остроумна, находчива, красива, харизматична – обаятельное зло. А Белоснежка не такая уж белая, пушистая и беззащитная овечка – она не слащава в своей добродетели. Такой человеческий подход к сказочным персонажам однозначно улучшил и оживил их. Четкое деление на «доброе» и «злое» - хорошо для сказки как литературного жанра, но неубедительно в игровом кино. Материя фильма требует менее схематичного подхода, требует для убедительности наличия узнаваемых элементов жизни – сложных эмоций, сложных мотиваций, сложных характеров. Неоднозначности, неодномерности. И в «Белоснежке» все это присутствует.

Джулия Робертс, безусловно, главная звезда этого фильма, но говорить о том, что она на своих хрупких плечах весь фильм и вытянула – было бы явным преувеличением. Потому что актерский состав подобран очень тщательно: не только каждый из основных героев оказался хорош в своей роли, но сыграл актерский ансамбль в целом, что в современном кино, где принято делать ставку на «основную звезду», явление отнюдь не частое. Натан Лейн в роли правой руки королевы – великолепен, с Белоснежкой (Лили Коллинз) тоже попали. Арми Хаммеру достался персонаж с более плоским характером и прикладной функцией (должны же женщины биться друг с другом не только за власть в королевстве, но и за мужчину, а то получится как-то уж совсем неромантично и несказочно) все же сумел блеснуть своими актерскими данными в сценах щенячьего восторга. И, конечно, гномы оказались на высоте – в обоих смыслах слова.

Этот фильм сделан так, что в нем не чувствуется гонора – претензий на кассовость, эффектность, возможное продолжение (чем сейчас грешат большинство картин данной категории), но при этом он как-то легко и сразу перемахнул барьеры базовых требований качества, выставляемых к современным картинам, и зрительского сравнительно высокого (ведь мы уже избалованы шедеврами) запроса на уровень художественности. «Белоснежка» по-своему превосходит и «Золотой компас» Вайца, и бертоновскую «Алису в Стране чудес», при этом при просмотре фильма Синха не возникает мыслей о том, во сколько картина обошлась продюсерам, и за счет чего, как им кажется, все это должно окупиться.

12.04.2012
Алла Фельт

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 января 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину января 2019 года.

Политическая матрица Нижегородской области (1-15 января 2019 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за первую половину января 2019 года.

Тенденции

Захват территорий и коррупция

Скандалы с нижегородскими сенаторами

А налоги – Питеру

«Теплоэнерго» Нижнего Новгорода стало налогоплательщиком Санкт-Петербурга.

Дискуссия

И ушел в туман

Понятно, что обновляем кадры, но, может, наконец-то, перестанем обновлять их кем попало?

Капитальная замена

В Фонде капремонта Нижегородской области убрали не только генерального директора Геннадия Дурдаева, вслед за ним отправились и его заместители.

Реклама



Лукоморье

О лихом скакуне и проблемных деньгах

Ждут Министры, когда Хлеб Трофеевич одумается немножечко да остепенится. Но в лицо ему такое советовать не решаются.

О снежном коллапсе и расценках богов

Переглядываются советники в унынии. Как же так? Пан-или-Пропал надрывается – ни кровинки в лице не осталось, а Народ не чтит его жертв и усердия.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.