реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
29 Марта 2024г., Пятница
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

«И гроба – нет! Разлуки – нет!»

В русской литературе не было другого автора, сходного ей. Как и всякое большое явление, она имела множество последователей и почитателей, но никто не смог подняться на ту же высоту. Нет второго Маяковского и второго Достоевского, нет и второй Цветаевой.

Основная черта ее творчества – предельная откровенность, которой Цветаева не стыдилась. Всю жизнь она писала на пределе боли и даже дорожила этим состоянием, перемалывая собственную жизнь, добивалась предельной глубины творческого озарения.

Появление такого поэта как Марина Цветаева было закономерным явлением, и все же чудом. Русское искусство в ту эпоху скопило в себе огромную волну живых соков и переживало настоящий подъем во всех сферах – театр (Станиславский с его системой и плеяда выдающихся актеров), живопись (Бакст, Бенуа, Репин, Серов и др.), опера (Шаляпин), балет (Нижинский, Павлова, Кшесинская, Карсавина и др.), музыка (Скрябин, Стравинский, Прокофьев и др.), литература (Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак и др.)… Всплеск русского искусства был настолько мощным, что даже всех достойных так просто не перечислить.

Не примыкая к каким-либо литературным группировкам, Марина Цветаева в своем творчестве синтезировала многие их тенденции, подчеркнув лучшие черты. У нее ощущаются не менее мощные фольклорные корни и народный язык, чем у крестьянских поэтов. У нее поиски новых средств выразительности и активное словотворчество – что одна из характерных черт школы футуристов. У нее глубокая символичность образов и циклизация стихов, характерная для символистов. Ясный и свежий язык, чуждый туманности и расплывчатости – чего добивались акмеисты. Четкими штрихами Цветаева создает глубокие образы, избегая политизации искусства – что было характерно для имажинистов. И в этом нет никакой намеренности, искусственности – с самого начала своего писательского пути Марина Цветаева исповедует над-временность творчества и искусства.

Признавая заслуги своих современников и восхищаясь творческими поисками иных из них, Цветаева все же не была подвержена влияниям с их стороны. И даже, если пишет произведения, посвященных поэтам-современникам (Ахматовой, Белому, Волошину, Маяковскому и др.), то все равно пишет в своем, цветаевском, стиле, своим, цветаевским, языком.

Цветаевский стиль – это синтез многих открытий начала ХХ века, которые Марина Цветаева делает сама, интуитивно, а не находит у других и копирует.

Цветаевский язык – это настоящая музыка. Во-первых, Цветаева широчайше использует фонетические омонимы – сходные по звучанию слова. Во-вторых, все ее произведения ритмически организованы гениальным образом. В-третьих, она использует яркую, простую, доступную пониманию лексику. В-четвертых, используется своеобразное построение синтаксических конструкций, с большим количеством смысловых (интонационных) тире, что тоже играет не последнюю роль в создании выразительности. В-пятых, Цветаева интенсивно занимается самостоятельным словообразованием, создавая новые слова. Не чужды ей и поиски выразительности на морфологическом уровне: так она активно употребляет уже устаревшую в ее эпоху форму глагола «быть» в первом лице единственного числа настоящего времени – «есмь», считая, что это слово лучше отражает смысл существования личности, чем просто «я» или «я есть».

Своеобразен и художественный мир Цветаевой – в творчестве она не бежит реальности, но и не является злободневным автором. Она вещает из глубины трагедии, изрекает горькие истины (о разлуке, о потере Родины, о непонятости, одиночестве творца и т.д.). Но при этом она проникновенно показывает красоту и глубину, неоднозначность, недолговечность – чувств, воспоминаний, цветущих деревьев вокруг ее горя, яркость рябины у разрушенного дома, огня вдохновения, которое она испытывает за своим старым письменным столом на трех ножках…

Она пишет о боли своего века, и все-таки в ее произведениях нет ни уныния, ни безысходности, ни опущенных рук. В ее строчках – сила горения и сознание собственной правоты, и – без ложного пафоса скромности – своей избранности.

Цветаева – это жрец, для которого нет ничего важнее и священнее своего служения искусству. И на этом огне она осознанно сжигает свою жизнь, исполняя священнодейство: «Все птицы вымерли// Но Бог вошел». В этом огне рождаются ее истины, ее откровения. Когда огонь в ней перестал гореть, она перестала жить.

Понять, когда в душе Цветаевой произошел слом, итогом которого стало самоубийство, просто – тогда, когда она перестала писать свое. В последние месяцы жизни она почти исключительно занималась переводами, своих стихов уже нет, только небольшие короткие одиночные всплески. Боль уже не находит выхода, перестала выливаться в шедевр, как это было прежде, теперь она гнула, пока не сломала. И как всегда бывает в случае самоубийства, никто не мог до конца понять этой смерти.

…«И гроба – нет! Разлуки – нет!» - написала Марина Цветаева в своем последнем стихотворении, датированном 6 марта 1941 года – за полгода до смерти. И в русской литературе всегда останется цветаевский голос – трагический, лирический, музыкальный, надрывный, мучительный, откровенный, нежный, чистый.

31.08.2006
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.