реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
22 Января 2018г., Понедельник
Татьяна Елькина
Татьяна Елькина

Белое, черное, красное

Фильм-мюзикл Тома Хупера «Отверженные» - красочный и при этом почти одномерный, то трогательный, то ходульный, с ярко выраженным морализаторским пафосом. Поэтому он попеременно вызывает у зрителя то трепет сочувствия, то холодную усмешку и безучастность.   

Все герои мюзикла – картонны. Четко делятся на положительных и отрицательных. Колеблющихся и переменчивых – нет. Два исключения из этого правила: Жан Вальжан в начале фильма, когда он крадет серебро у епископа, и инспектор Жавер в финале, когда он осознает, что его концепция праведности потерпела крушение. Но это моменты, необходимые для выстраивания сюжета, а не признаки сложных характеров. Героям не хватает человечности – способности совмещать в себе больший набор противоречивых свойств. Все делится на черное, белое и красное – без переходов и полутонов. Черные – плохие, белые – хорошие, красное – их зреющий конфликт, который уже вылился и выльется еще в баррикады, революции, кровопролития.

Понятно, что тут сказывается, в первую очередь, сам текст Гюго, писавшего в соответствии с канонами романтизма. Режиссер решил оставить героев такими, какими их создал автор. Получилось излишне просто. Поэтому на первый план выпирают не люди, а мораль этой истории во всей ее неприкрытой назидательности. Готов ли зритель к тому, чтобы его так откровенно поучали? Когда поучительным тоном читаются нотации с прописными истинами, обычно это вызывает зевоту.

И все же этот фильм из тех, которые стоит посмотреть.

У «Отверженных» Тома Хупера есть не только слабые стороны, но и сильные.

Во-первых, здесь мы увидели Францию не как законодательницу мод, владелицу флота и колоний, колыбель искусств, а как гигантский адский кипящий котел несправедливости, ненависти, безнадежности. «Отверженные» напоминают, что революции появляются не на пустом месте, и что они – скопившийся потенциал бесконечного числа несправедливостей, сломанных судеб, заведомо несбыточных надежд.

Во-вторых, стоит отметить зрелищность и музыкальность фильма. Это красивое кино, созданное со знанием дела. И то, что пение записывались в процессе актерской игры, а не потом - поверх сыгранного фильма - конечно, добавило этому мюзиклу драматической силы и выразительности.

В-третьих, в фильме совершенно пронзительная актерская работа Энн Хэтэуэй. Играющая обычно миленьких девушек, добрых королев и т.п., она вдруг предстает в образе Фантины – отчаявшейся, заживо умершей, продающей себя по кускам, мечтающей о том, что – она сама это знает – никогда не сбудется. Она и оказывается главным символом той абсолютной безысходности, которая пожирает тысячи человеческих жизней и исчерпывает все пределы терпения.

Супруги Тернадье – Хелена Бонем-Картер и Саша Барон Коэн – тоже отличная актерская работа, только в принципиально ином амплуа. И замечательно сыгран Гаврош – наглый беспризорник и настоящий герой. Хью Джекману особенно удались сцены Вальжана-каторжника, а Рассел Кроу, сыгравший Жавера, впечатлил своими небесными глазами праведника, убежденного в том, что он самим Господом поставлен на место полицейского инспектора, дабы беспощадно карать преступников.

Но, к сожалению, в фильме мало что осталось от мучительного книжного образа маленькой Козетты, в редкие минуты досуга с любовью пеленавшей сабельку, потому что других игрушек у нее не было. Здесь же мы видим что-то вроде узелковой куклы, и когда Козетта оглядывается на куклу в витрине магазина, то это воспринимается как нечто вполне обычное – девочку интересуют игры и куклы, а ее заставляют мести пол и ходить за водой.  

Несмотря на временами избыточную опору на текст Гюго, авторы этой картины все же позволили себе провести одну важную, ключевую для фильма линию, не слишком отталкиваясь от романа «Отверженные» - они указали на схожесть этики христианства и Великой Французской революции. Христианство призывает видеть в другом человеке равного себе, относиться к нему, как к брату, заботиться и прощать. Того же самого, только на уровне не религиозном, а гражданском и социальном пыталась достичь революция. Но люди все равно остаются разделены на группы: богатые и бедные, преступные и праведные, достичь равенства и справедливости не удается. И все же каждый, кто протянул руку помощи хотя бы одному человеку, может быть, тем самым спасает многих.

«Бог забыл» и «завтра не настало» - такими словам разные герои выражают утрату своих надежд. И хотя один говорит о бесполезности своей веры в Бога, а другой – о том, что не случилось светлое будущее после революции, каждый имеет в виду одну и ту же жизненную перспективу – отсутствие равенства, братства и свободы, отсутствие справедливости и условий для выживания. Христианство не стало спасением от социального неравенства, революция провалилась в реакцию. Но за пределами земной жизни революционные песни о свободе смешиваются с религиозными гимнами о счастье лицезреть лик Господень в лице ближнего своего.

Вышло местами назидательно и пафосно, местами – подлинно и мучительно. Точки поставлены в историях жизни Вальжана и Жавера, но самая главная линия фильма – осталась открытой.

18.02.2013
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Октябрь 17-го в Нижнем Новгороде: уроки истории

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 1 ноября 2017 года

Белые пятна образа будущего России

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 4 октября 2017 года

Тенденции

«Справедливая Россия» близка к развалу?

Провальные выборы эсеров в Госдуму (6,39%) привели к тому, что региональные ячейки разбегаются в «сторону» «Единой России». Сейчас «самораспустилось» югорское отделение партии.

«Партийный состав следующей Думы почти не изменится»

Константин Костин о предстоящих выборах в Госдуму

Дискуссия

Бесплатные игровые автоматы обеспечили онлайн-казино приток посетителей

В любом случае, чтобы оценить автомат, в него нужно сыграть.

Что выбрать: бесплатные слоты или игра на деньги?

Чаще всего, выбирая игровые автоматы, геймеры предварительно знакомятся с их бесплатными вариантами.

Реклама



Документы

Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Глава государства 4 декабря 2013 года выступил перед гражданами и членами Совфеда

Стенограмма прямой линии с президентом России В.Путиным

Ответы главы государства на вопросы граждан

Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.