реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
23 Января 2022г., Воскресенье
Александр Блудышев
Александр Блудышев

Всегда ускользающий гений или «Что быть могло, но стать не возмогло»

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (АПЧ).

Смешно и нелепо в начале 3-го десятилетия 21-го века пытаться сказать о судьбе АПЧ, его творениях что-то «новое» (?!). Просто не оставляет ощущение, что к своему очередному юбилею АПЧ по-прежнему полон тайн и загадок, он «неуловим», как и 120 лет назад, «ускользает», не попадает ни в один «формат», не убирается ни в какие рамки и определения…

«Я НЕ ЛИБЕРАЛ, НЕ КОНСЕРВАТОР, НЕ МОНАХ … Я хотел бы быть свободным художником и – только, и жалею, что Бог не дал мне силы, чтобы быть им. Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах… Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к ученым, ни к писателям… Фирму и ярлык я считаю предрассудком»,- так АПЧ характеризовал себя в одном из писем к А.Н.Плещееву.

Отказ от жёсткой идеологии, «большой цели», миссии; нежелание примкнуть ни к одному из общественных «лагерей», неприятие как интеллигентских «умствований», так и загадочной «народной правды»,- всё это бесконечно раздражало правых и левых, народников и набирающих силу марксистов; консерваторов и прогрессистов. В итоге АПЧ по большому счёту оказался чужим на том празднике литературной жизни и борьбы идей, который вулканировал в России в конце 19-го – начале 20-го веков.

НЕЗАВИСИМОСТЬ, ТВОРЧЕСКАЯ СВОБОДА - возможно, единственный культ, который был по-настоящему близок АПЧ. Это была его ВЕРА. Как известно, Л.Н.Толстой неоднократно беседовал с АПЧ - в том числе и на религиозные темы (середина 1890-х - начало 1900-х г.г.), но при всей своей воле, убеждённости и напоре так и не смог получить от собеседника внятного ответа. Чехов и здесь «ускользал»…

«Религии у меня теперь нет»,- пишет АПЧ литератору И.Л.Щеглову и далее вспоминает о детстве, омрачённом тупой жестокостью отца, который считал, что православное воспитание невозможно без палки и принуждения. «…когда я и два мои брата среди церкви пели трио…чувствовали себя маленькими каторжниками»,- заканчивает этот пассаж АПЧ.

НО! Тут же приведём и другое свидетельство. Известный беллетрист И.Н.Потапенко, не самый неудачливый соперник АПЧ и по литературным гонорарам, и в любви (знаменитая история, связанная с Л.Мизиновой), вспоминает о замечательных музыкальных вечерах на даче АПЧ в Мелихово: «У него был довольно звучный басок. Он отлично знал церковную службу и любил составлять домашний…хор. Пели тропари, кондаки, стихири, пасхальные ирмосы…Антон Павлович основательно держал басовую партию».

МАЭСТРО НЕУЛОВИМОСТЬ

Крайне любопытно, что о «неуловимости» АПЧ говорили и женщины, понимающие толк в мужской психологии, и выдающиеся художники-портретисты, способные к глубокому постижению своих сложных «моделей». Блистательный В.А.Серов, мечтавший написать портрет АПЧ, в итоге бросил работу в самом начале, остановившись на графическом этюде, пусть и замечательном…Осталась его впечатляющая характеристика АПЧ: «Чехов неуловим. В нем было что-то необъяснимо нежное».

И.Е.Репин, преклонявшийся перед АПЧ, находивший в его творчестве «библейскую силу», так почему-то и не удосужился запечатлеть на холсте своего кумира…

Конечно, остаётся хрестоматийная работа О.Э.Браза, выполненная в Ницце в 1898 г. Однако сам «изображённый» остался недоволен: «Очки и галстук очень похожи, а выражение лица такое, как будто я нанюхался хрену».

Достаточно много фотографий АПЧ, есть и вполне удачные…Если их просматривать в хронологическом порядке, бросается в глаза стремительное взросление героя, мудрое возмужание; во взгляде всё более явно сквозит бесконечная грусть… С определённого момента он всегда выглядит старше своего возраста.

Что, вот на этой карточке писателю всего 28 лет, и он недавно закончил «Степь»? А здесь ему уже 29, он как раз работал над «Скучной историей»…Прошёл лишь год, а внешние изменения весьма заметны...

Возможно, самые впечатляющие, объёмные образы АПЧ, навсегда запавшие в душу, создали выдающиеся советские актёры, беззаветно любившие писателя всю свою жизнь и неоднократно обращавшиеся к его творчеству.

Это, конечно, великолепный А.А. Попов, очень точно заметивший: «Мы привыкли говорить: чеховская интонация, мягкость, полутона, а сущность там кровоточащая». Попов блестяще сыграл АПЧ в фильме «В городе С.» (сценарий – на основе «Ионыча» и биографических перипетий писателя), снятом реж. И.Е.Хейфицем в 1966 г., через 6 лет после его же несомненного триумфа - «Дамы с собачкой», уступившей «Золотую пальмовую ветвь» Канн «Сладкой жизни» Ф.Феллини.

Вспомним и замечательную работу Н.Г.Гринько в элегантной ленте С.И.Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» (1969 г.).

Вообще, тема «Чехов и кино», точнее уж, «Творчество АПЧ и кинематограф» чрезвычайно объёмна и до сих пор по-настоящему не исследована. В конце прошлого года ушёл из жизни критик и литературовед Л.А.Аннинский. Ещё в 1980 г. он издал замечательную книгу «Лев Толстой и кинематограф», ставшую сенсацией…Ничего подобного в отношении АПЧ до сих так и не появилось, а ведь его произведения были реальным движителем мирового кино - ещё со времён «великого немого». Какая несправедливость!..

550 рассказов, несколько повестей, 6 «полнометражных» пьес; водевили, сценки\ монологи - и около 500 экранных обращений, если считать и ТВ,и видеоверсии заметных спектаклей. По сути мировой рекорд. Соперник только один - Шекспир.

СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

«История не любит сослагательного наклонения», всегда спотыкался об этот сомнительный афоризм. А какое наклонение она\история предпочитает? Видимо, повелительное, лишая нас всех, оптом и в розницу, даже попыток обратиться к логике или возбудить воображение.

В случае с АПЧ просто невозможно обойтись без альтернативных «развилок», которые могут хоть как-то утолить нашу горечь и досаду от того, как рано, в 44 года, ушёл этот уникальный Мастер; удовлетворить любопытство с его вечным вопросом: «А что, если?..».

Словами Н.М.Карамзина, «ЧТО БЫТЬ МОГЛО, но стать не возмогло…».

Вот не поехал бы АПЧ на Сахалин… Да, не появилось бы замечательной книги, но и коварная болезнь не перешла бы так быстро в опасную фазу. Что, если бы соединились судьбы АПЧ и Т.Л.Толстой, дочери Льва Николаевича, одно время влюблённой в писателя? Амбициозная и прагматичная О.Л.Книппер была явно не той женщиной, которая могла бросить все свои силы, чтобы продлить дни мужа…

Как бы АПЧ отнёсся к тем переменам в литературе, которые нёс с собой лавинообразный Серебряный век? Увлекли бы писателя новации С.П.Дягилева и К, модернистская живопись? А символистский театр, А.А.Блок, поиски молодого В.Э.Мейерхольда? Какой бы была следующая большая пьеса АПЧ, по сути уже к 1904 г. определившего основные пути развития мировой сцены 20-го века? Наконец, как бы АПЧ участвовал в судьбе выбравшего актёрскую стезю своего племянника Михаила Чехова (сына старшего брата Александра), который уже в 1914 г., в 22 года, после спектакля МХТ «Сверчок на речи», заставил говорить о себе критику и зрителей обеих столиц, а к началу 1920-х стал фигурой европейского масштаба?

И т.д, и т.д.

«Первая задача поэта – ВЫДУМАТЬ САМОГО СЕБЯ» – автор этой чеканной формулы выдающийся поэт- «серебряновековец» И.Ф.Анненский. Она даёт ключ к пониманию многого из того, что происходило в литературе и искусстве первых 2-х десятилетий 20-го века. АПЧ, подлинный интроверт, совсем не озабоченный собственным мифотворчеством, самопиаром, презиравший любую позу и весьма иронически относящегося к декадентству как новой моде, совсем не вписывается в это определение Анненского.

АПЧ себя НЕ ВЫДУМЫВАЛ, а СТРОИЛ, СОЗДАВАЛ, убирая все внешние эффекты.

ОН САМ - своё несомненно лучшее ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Закрадывается простая мысль: продлись жизнь АПЧ, скажем, ещё на 10 лет, был бы он, наконец, понят и адекватно оценен современниками? Безусловно, НЕТ, с большой вероятностью.

Да и СЕЙЧАС, если что и стало действительно понятно в грандиозной загадке АПЧ, так это то, что все попытки просто мумифицировать его достижения, «раз и навсегда» определить «точное место» АПЧ в истории литературы и, берём шире, русской и мировой культуры; «поверить алгеброй» страшного 20-го века по-прежнему непостижимую гармонию чеховского творчества напоминают печально известные опыты мифологического энтузиаста Прокруста.

30.01.2020
Александр Блудышев

Контекст

Аналитика

О поисках гармонии и самосовершенствовании

Нельзя сказать, что проведенные Никитиным изменения определили основной вектор развития региона на длительную перспективу.

Всего лишь приятная оценка

Повышение кредитного рейтинга не принесет Нижегородской области никаких выгод.

Тенденции

Хлопоты и похмелье

Как влияет на жизнь обычного человека его день рождения? И с городами та же история.

Похвастаться нечем

Российский экологический оператор включил Нижегородскую область в тройку лидеров «Зеленого рейтинга», но...

Дискуссия

Экология: без прорывов

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала Национальный экологический рейтинг регионов по итогам лета 2021 года.

Бизнесмен без завещания опасен для своей семьи

Старую истину подтверждают новые истории Босова, Трубникова и Бурлакова.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.