реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
24 Сентября 2020г., Четверг
Александр Блудышев
Александр Блудышев

Алана Паркера умчал полуночный экспресс

Не хочется давать лишний повод для грусти, но нельзя не отозваться на уход этого выдающегося художника. В возрасте 76-ти лет умер английский режиссёр Алан Паркер (АП). Для тех, кто жил в 1980-е- 1990-е, его фильмы значили очень много.

Выходец из бедной лондонской семьи, не получивший никакого систематического образования, он сумел стать обладателем рыцарского звания, кавалером ордена Британской империи, лауреатом многих престижных фестивалей и премий и, самое главное, одним из самых умных, тонких постановщиков мирового кино последних 3-х десятилетий 20-го века.

АП никогда не заигрывал с «тяжёлым» артхаусом, не рядился в тогу «режиссёра для режиссёров», но даже во времена своей весьма удачной голливудской карьеры (1977-1997), на волне коммерческого успеха всегда искал неожиданные решения, экспериментировал с жанрами и стилями, предельно высоко ставил творческую планку. Фильмы АП - всё более редкий пример высококлассного демократического кинематографа.

…На рубеже 1970-1980- х, в разгар нашей эпохи полуподпольного видео, одним из безусловных фаворитов стала лента АП по сценарию Ол.Стоуна «Полуночный экспресс» (1978, 6 номинаций на «Оскар», 2 премии; 6 «Золотых глобусов», 3 премии Британской киноакадемии, пр., пр.). Мрачноватая новелла о злоключениях молодого американца в турецкой тюрьме была рассказана с неподдельным драйвом и сочувствием к обычному человеку, ставшему жертвой обстоятельств; обречённому спуститься в ад и сумевшему найти в себе силы вырваться из него.

Автором выдающегося саундтрека «Экспресса» стал король тогдашних советских дискотек Дж.Мородер, финальную тему просто невозможно забыть.

ЕЩЁ ОДИН КИРПИЧ В СТЕНЕ

А вскоре на малые экраны видео подоспела зажигательная «Слава» (1980), лихой, весёлый «отчёт» об инкубаторе одарённых молодых людей в школе искусств Манхэттена. Искромётные музыкальные и хореографические сцены обратили на себя внимание ревнивых профи Бродвея.

И с малым перерывом - «Стена», (1982), удивительная «экранизация» одноименного альбома Pink Floyd, собравшая не самую рекордную «кассу», но сделавшая АП на какое–то время любимцем критиков и экспертов по обе стороны Атлантики.

Быстро выяснилось, что такие прорывы АП - далеко не случайность, что он ещё с начала 1970-х, работая на английском ТВ, экспериментировал с входящим в моду музыкальным видео, а окружающая обстановка была что надо: богемный Лондон - столица рок-музыки, шоу-бизнеса и рекламы.

В 1976 г. с минимальным бюджетом АП ставит удивительный фильм «Багси Мэлоун», мюзикл на традиционный гангстерский сюжет, где все исполнители были…подростками. Родина Оливера Твиста не выдержала такого святотатства, и АП отправился за океан.

После «Стены» у АП были все возможности продолжить поиски в музыкальном кино, предлагались головокружительные бюджеты, но быстро выяснилось, что у режиссёра масса других планов и задумок.

В 1984 г. он ставит пронзительную «Птаху» (лучшая роль молодого, «настоящего» Н.Кейджа), экзистенциальную драму о судьбе изломанных войной вчерашних пацанов - и получает Гран При в Каннах.

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНЬЕ

Следующая картина не принесла создателю ни денег, ни премий, но это был тот редкий случай, когда сразу вспоминаешь чеканную формулу С.А.Есенина.

Фильм назывался «Сердце ангела» (1987) и представлял собой гремучую смесь «нового нуара» и мистического триллера. Завораживающая история, изысканное визионерство с элементами китча, море крови и океан харизмы; лучшее «ретро» десятилетия; герой-перевёртыш, тщетно пытающийся обмануть судьбу...

Такой коктейль показался чересчур пряным даже видавшим виды гурманам. Впрочем, все точки над I уже давно расставлены: этот безусловный шедевр памятен любому, кто видел на экране «падшего ангела» - М.Рурка и мелкопоместного Люцифера-Р. Де Ниро.

И снова резкий поворот: жёсткая криминальная драма «Миссисипи в огне» (1988), суровый и выразительный «репортаж из прошлого», из середины 1960-х, времени реальных, а не надуманных расовых конфликтов. Хорошо, что активисты Black Lives Matter не сильно подкованы в истории кино, а то бы добрались уже и до этой картины: там справедливость торжествует благодаря двум белым агентам ФБР, один из которых- воплощение анти-политкорректности (конечно, последнего играет зубодробительный Дж.Хэкман, а в роли партнёра- как всегда великолепный У,Дефо).

НЕ ПЛАЧЬ ПО МНЕ, АРГЕНТИНА

Опять монтажный стык: новый музыкальный период в биографии нашего феноменального героя. Вслед за совершенно неожиданными «Доказательствами» (1991), эксцентрической историей современного ирландского ансамбля исполнителей спиричуэлс и соул, - высокобюджетная экранизация суперхита Э.Веббера и Т.Райса «Эвита» (1996).

Строгие критики из левого лагеря, которые долгие годы считали АП «своим», упрекали прежнего кумира, что он «пошёл на поводу» у авторов мюзикла и «не разоблачил» авантюристку\популистку Эвиту Перон, сумевшую стать «президентшей» и любимицей Аргентины.

Да, жаль, что АП вместе с исполнительницей гл. роли Мадонной не смогли тогда нанести смертельный удар популизму, глядишь, сегодня в Аргентине и не было бы у власти «старой доброй» партия перонистов.

АП всегда сторонился идеологических манифестов (в отличие, скажем, от своих коллег, известных британских постановщиков Кена Лоуча и Майкла Ли, любимцев левых интеллектуалов) и громких фраз. Его фильмы говорили сами за себя: они всегда были за правду отдельного человека, мужественного и доброго, справедливого и не сдающегося, несмотря на тяжёлые ошибки и поражения.

Таков герой Д,Куэйда, борющийся за свою «иммигрантскую» семью во время антияпонской истерии в Калифорнии 1940-х («Приди и увидишь рай»,1990) или юный одарённый ирландец, всеми правдами и неправдами выбирающийся из страшной нищеты и бесправия середины 1930-х («Прах Анджелы», 1999).

СОЛГАТЬ ВСЕГДА ПРОЩЕ, ЧЕМ СКАЗАТЬ ПРАВДУ

А ещё АП был очень смелый творец: самую свою исповедальную ленту он снял в начале карьеры. В ней он воспроизводит собственную жизненную драму, когда счастливая ещё вчера семья ( четверо детей!) разрушается из-за легкомыслия, эгоизма… Не поленитесь, найдите эту картину - «Как аукнется, так и откликнется», 1981, оригинальное название Shoot the Moon.

Она выщла между «Славой» и «Стеной» и совершенно несправедливо забыта: очень сильные актёрские работы А.Финни, Д.Китон, великолепное операторское решение постоянного соавтора АП М.Серезина.

Последний свой большой фильм АП снял в Англии, он называется «Жизнь Дэвида Гейла» (2002) и вполне годится для настоящего завещания большого мастера.

Там масса формальных достоинств (один К.Спейси в гл. роли чего стоит), но суть в другом: АП не побоялся бросить открытый вызов всему, в чём чувствовал нарастающую угрозу: диктату «активистов» всех мастей и оттенков, которые борются за абстрактные навязчивые идеи, забывая при этом даже о здравом смысле; фанатизму и идиотизму, зловещей бюрократии и лицемерной неангажированности медиа.

В итоге это выдающееся, провидческое произведение оказалось нарочито не понятым, подвергнутым разгромной критике - как «слева», так и «справа». Прошло уже почти 20 лет, а актуальность и художественная убедительность «Гейла» только растёт.

И слоган фильма был весьма точен: «Солгать всегда проще, чем сказать правду».

Что же, Алан Паркер, как мы лишний раз убедились, не искал простых путей.

Таким его и запомним.

03.08.2020
Александр Блудышев

Контекст

Аналитика

Итоги выборов в городскую думу Нижнего Новгорода в 2020 году

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба Нижегородского филиала ФоРГО, состоявшейся 16 сентября 2020 года.

Эффективность не требуется

Юрий Шалабаев, исполняющий полномочия главы Нижнего Новгорода с начала мая, почти три месяца как бы руководит городом. Как у него это получается?

Тенденции

Уходящая столичность

Уступит ли Нижний Новгород Казани статус столицы ПФО?

Сто дней без экстаза

Исполняющий полномочия главы Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев решил пообщаться с представителями СМИ, таким образом отметив сто дней в этой должности.

Дискуссия

Мимо лета

Летний туристический сезон 2020 года закончен, и можно с уверенность говорить о  том, что для Нижнего Новгорода он стал провальным.

Зеленые войны

Проблема сохранения парковых зон Нижнего Новгорода уже несколько лет остается одной из наиболее взрывоопасных.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О нелепых корнях и глупых законах

Почесали советники в затылках, величественно покачали головами и решили, что надобно создать другой Народ – счастливый.

О течении времени, подозрительности и сентиментальности  

Аналитики, эксперты и звездочеты тычут пальцами в графики, телевизеры и небосвод, крутят пальцами у виска, разводят руками. Но в итоге смиренно сходятся на том, что и это пройдет.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.