реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
18 Апреля 2024г., Четверг

На дешевенькой «ГАЗели» в розовое будущее


Руководство ГАЗа смотрит в будущее с оптимизмом, несмотря на то, что предприятие одно из первых в регионе вынуждено было приостановить выпуск своей продукции

В Нижегородской области среди политиков (или тех, кто пытается ими быть) не принято открыто выражать свои мысли и мнения. Должно быть, поэтому на волне финансового кризиса посыпались многочисленные заявления высокопоставленных лиц регионального масштаба о том, что вроде как нас кризис не затронул. Что у нас все хорошо, и вот-вот станет еще лучше. Правда все это выглядит несколько неловко и неуместно, потому что параллельно чиновникам, банкирам, промышленникам и руководителям компаний приходится признавать, что – да, население по-прежнему забирает вклады из банков. И да – у банков есть проблемы. Но кризиса в регионе нет, настаивают почти все сколько-нибудь значимые руководители.

То же самое с крупными предприятиями и их руководителями: никто не решается заявить вслух о своих проблемах, но все исправно рапортуют о том, что видят будущее в розовом свете.

Однако депутат Законодательного собрания, глава комитета по промышленности Николай Пугин, некогда получивший почетное звание президента ОАО «ГАЗ» без каких-либо реальных полномочий, все же заявил, что в условиях кризиса промышленность нуждается в финансовых вливаниях. Впрочем, как не имеющий уже явного отношения к автозаводву, он может себе позволить быть более откровенным, чем должностные лица с реальными полномочиями: «Банковский кризис больнее всего ударил по промышленным предприятиям. Жителям области стало невыгодно брать потребительские кредиты, что незамедлительно вызвало снижение спроса на промышленные товары. В отсутствии рынка сбыта некоторые предприятия останавливают производство, люди или не получают зарплату или получают ее в неполном объеме».

Но вот само руководство ГАЗа смотрит в будущее с оптимизмом, несмотря на то, что предприятие одно из первых в регионе вынуждено было прекратить выпуск своей продукции (7 по 10 октября производство легковых автомобилей на заводе было приостановлено). Председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин так прокомментировал ситуацию: «Для производителей продукции в низком ценовом сегменте - таких, как наша компания - у кризиса есть и позитивная сторона, - это вполне логичное смещение спроса в сторону более дешевой продукции. Так в аналогичных ситуациях «ГАЗель» уже вывозила страну из кризиса. Поэтому мы уверены, что спрос на нашу продукцию даже в этот непростой период останется стабильным, а «Группа ГАЗ» сохранит свою долю на рынке и потенциал для дальнейшего развития».

А оснований для оптимизма пока особых не видать. Возможно, действительно, банковский сектор устоит и восстановит кредитование приобретения автомобилей. Но уже по более высоким процентным ставкам – это очевидно. И, соответственно, желающих воспользоваться подобной услугой будет меньше, чем до сих пор. И еще эксперты прогнозируют снижение общей покупательской способности населения. А ГАЗ не хлеб производит, и не молоко. Без машины прожить можно, без еды – нет.

Но восстановление выдачи кредитов случится еще только через некоторое время – не сегодня и не завтра, а платить зарплату работникам надо уже сейчас. Так же, как и принимать решение относительно сокращения производства.

Сокращение людей – это для ГАЗа не проблема. Все ненужные уйдут сами, по собственному желанию и без каких-либо выходных пособий. Так уже было, когда за короткий период тысячи работников покинули автозавод – и все будто бы по собственному желанию. Вообще, как известно, это не проблема практически ни для какого работодателя: всегда можно создать условия, чтобы нежелательный работник ушел сам. Тут даже не стоит делать вид, что ГАЗ открыл в этой сфере что-то принципиально новое. Просто у него масштабы другие, так что массовый исход «добровольцев» невольно бросается в глаза.

Проблема в средствах, которые понадобятся предприятию, чтобы закупать комплектующие и вовремя платить зарплату.

Видимо, в Москве тоже сочли, что у ГАЗа в условиях кризиса только развиваются новые перспективы по наращиванию рынка сбыта, и потому миллиардный кредит для выживания достался «Автовазу».

Опыт задержки заработной платы у ГАЗа большой – может, как-то завод и перебился бы, но вот незадача – современным законодательством это рассматривается как преступление и карается от крупных денежных штрафов до реального срока. Так что решать проблемы предприятия за счет работников – дело рискованное.

Поднимать цены на свою продукцию, чтобы обеспечить себя какими-то необходимыми средствами, ГАЗ вроде как не собирается. Оно и понятно: в нынешних условиях это было бы просто странно. Покупатель не в состоянии взять кредит, а ему предлагают в качестве альтернативы покупать сразу и дороже. Нет, таким образом было бы сложно удержаться на плаву.

По данным пресс-службы предприятия, автопроизводство будут сохранять за счет сокращения издержек. По правде сказать, такое заявление даже пугает. Неужели достанут из загашников все бракованные детали и пустят в оборот? С другой стороны, покупатель же не должен слишком придирчиво относиться к «более дешевой продукции», как называет автомобили ГАЗ Сергей Занозин.

Кстати, он совершенно не лукавит. Мы уж как-то привыкли к этой продукции (заметьте, что только в Нижегородской области так много «Волг» и «ГАЗелей», остальные регионы совсем не тяготеют к продукции нашего завода) и вроде как это в порядке вещей – что влезать в «ГАЗель» и вылезать из нее, а также передвигаться в ней надо скрючившись, иначе ударишься головой, что для открытия двери изнутри салона надо выбить ее массой своего тела… Вот – да, на такой вот «ГАЗели» мы и будем выезжать из кризиса. Очень точная метафора. Осталось только дожить.

Замечательно, что ГАЗ смотрит в свое будущее с таким оптимизмом. Это особенно радует на фоне сообщений о том, что владелец контрольного пакета акций автозавода ГАЗ Олег Дерипаска отказался в пользу кредиторов от ценных активов, включая пакет акций крупнейшего в Северной Америке поставщика автозапчастей Magna International, а его банк «Союз», по данным "Ведомостей" отказался выдавать кредиты физлицам. По данным журнала «Forbes», Дерипаска еще совсем недавно числился богатейшим россиянином, чье состояние оценивалось в 28 млрд. долларов. В период кризиса, по данным журнала «Финанс», 110 российских миллиардеров потеряли половину своих капиталов.

Но вот оказывается, что у г-на Дерипаски не все так плохо. Пусть планы по расширению промышленной империи теперь можно отправлять на растопку камина, зато его автозавод, наконец-то, получил шанс откусить себе часть рынка, давно закрепленную за «Автовазом». Этим можно было бы утешаться, если бы только была твердая уверенность в том, что Сергей Занозин давал свои комментарии искренне, а не для снижения уровня репутационных потерь от простоя производства.

Впрочем, у ГАЗа еще есть кое-какие карты, которые он должен попытаться разыграть. Например, попробовать получить что-то от регионального правительства, которое явно старается заглушить все кризисные проявления в Нижегородской области. Может быть, действительно, оно пойдет на то, чтобы компенсировать выросшую банковскую ставку по кредитам для ряда предприятий. Почему бы ГАЗу не попытаться попасть в их число?

Или – уже на федеральном уровне – можно попытаться получить что-то от Кремля, который вбухивает достаточно серьезные суммы в минимализацию ущерба, наносимого финансовым кризисом. Но тут уже должен постараться не Занозин, а Дерипаска.

Во всяком случае, очевидно, что на голом популизме, ратующем за веру в то, что все образуется, да и сейчас неплохо, - далеко не уехать.

Марк Яшин

17.10.2008

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.