реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
28 Марта 2024г., Четверг

Заигрались в кризис?


Положение дел на ГАЗе не такое, каким его заявляли руководители предприятия

Одно из крупных предприятий Нижегородской области – Горьковский автомобильный завод – в условиях кризиса придерживается несколько странной, очень противоречивой линии поведения. Отметим несколько аспектов.

Сразу же, как только наличие кризиса стало отрицать бессмысленным, ГАЗ заявил о том, что нуждается в колоссальной государственной поддержке. Для того чтобы не погибнуть, автозаводу требовалось 45 млрд. рублей. Для пущей убедительности были согнаны на митинг работники завода, которые дружно требовали решить проблемы ГАЗа и запретить или усложнить российским покупателям приобретение иностранных автомобилей. И, скорее всего, явка на митинг была добровольно-принудительной. Никого не заставляли, просто сказали что-нибудь вроде того, что если кто не придет – тот первый претендент на увольнение.

В итоге средства предприятию пообещали, но не в конкретном размере, не в конкретное время и не из конкретных источников. Казалось, что такая затяжка в получении помощи подорвет предприятие, но нет – ничего она не подорвала. ГАЗ вроде как продолжает в подвешенном состоянии дожидаться помощи.

Подтверждением сложного положения, в котором оказался автомобильный завод, могло бы служить и то, что ГАЗ не выплатил 40 процентов от суммы дивидендов, заявленной к выплате по итогам позапрошлого – 2007-го – года. 

Однако параллельно с этими невыплатами, инициированными руководством предприятия митингами, с признанием региона, что его ресурсов недостаточно для помощи ГАЗу, с нерешенной на федеральном уровне проблемой поддержки предприятия случается то, что ОАО «ГАЗ» покупает пять компаний по производству автокомпанентов: ООО «Завод автомобильной арматуры», ООО «Колесное производство», ООО «Мосты», ООО «Рулевые управления» и ООО «Тормозные системы».

Получается, что дела не так плохи, как заявлялось. Может быть, приобретенные компании и не относятся к разряду дорогостоящих, но то, что завод позволил себе их покупку в условиях кризиса, в условиях, когда, как заявлялось, совершенно нечем платить по кредитам, свидетельствует о том, что руководство ГАЗа давит на власти при помощи своих запуганных рабочих и разыгрывает какую-то неоднозначную комбинацию.

Недавно стало известно еще об одном интересном моменте: ГАЗ не заключает контракта с Заволжским моторным заводом на поставку двигателей для «ГАЗелей» из-за того, что не может договориться с производителем о цене. По мнению руководства ГАЗа, ЗМЗ должен на 30 процентов снизить стоимость двигателей, чтобы ГАЗ мог реализовывать свою программу по снижению стоимости «ГАЗели» и увеличению таким образом конкурентоспособности этого автомобиля на рынке.

То, что ЗМЗ «всего лишь» в условиях кризиса не поднимает цен на свою продукцию, ГАЗ не устраивает. На Заволжском моторном заводе отмечают, что, сохраняя для ГАЗа прежнюю цену на двигатели, уже теряют, потому что заготовка силовых агрегатов, поставляемых на ЗМЗ, уже подорожала. Однако ГАЗ обещает в случае несогласия ЗМЗ на новые условия закупать двигатели в другом месте. Рассматривается вариант установки двигателей итальянской VM Motori. Правда при этом потребуются приличные средства для локализации производства моторов на территории России. Значит, у ГАЗа есть на это средства? Сомнительно, чтобы такой проект был дешевле, чем приобретение двигателей ЗМЗ.

Что ж, если каким-то чудом вариант с итальянскими двигателями экономически обоснован, то, конечно, его надо запускать. Но не требовать от другого предприятия или нескольких, чтобы они провели за свой счет то самое задуманное удешевление «ГАЗелей». Почему работники ЗМЗ должны работать столько же, сколько и до кризиса, а получать за свою работу меньше, несмотря на очень приличные темпы инфляции? Не потому ли руководители ГАЗа не видят в этом чего-то недопустимого, что намерены применить подобный принцип и в отношении своих рабочих?

Все вышеперечисленные моменты наводят на мысль, что дела у ГАЗа вовсе не так плохи, как пытается обрисовать руководство предприятия. Не исключено, что кое-кто просто пытается выжать максимум из сложившейся ситуации. Тут и возможность получения легких и длинных денег под предлогом кризиса от федеральных и/или банковских структур, и льготы и преференции от региональных властей, которые опасаются массовых выплесков недовольства населения в связи с нарастающей волной сокращений работников в большинстве сфер экономики, и возможность шантажировать поставщиков, снижать расценки на выполнение работ рабочими…

Между прочим, нижегородские власти некоторым образом подтверждают предположение о том, что положение дел на ГАЗе вовсе не такое, каким его заявляют руководители предприятия. Так, на своей пресс-конференции 21 января министр инвестиционной политики Нижегородской области Дмитрий Сватковский заявил, что ситуация на ГАЗе лучше, чем на других производствах России. По его словам, у ГАЗа, во-первых, есть госзаказ на федеральном и региональном уровне. Во-вторых, есть льготы на производство автомобиля «Volga Siber». Нижегородское правительство заключило с заводом инвестиционное соглашение, предоставляющее налоговые льготы на 416 млн. рублей до 2013 года и льготы по компенсации процентной ставки по кредитам на 197 млн. рублей до 2011 года. Также министр заявил, что автомобили, произведенные ГАЗом, в целом сейчас востребованы на рынке.

Вряд ли Сватковский намеренно обманывает и ситуация на предприятии в реальности на грани. Потому что в таком случае министр просто намеренно подставляется. Думается, если бы он очень хотел покинуть свой пост, то проще было бы написать заявление об уходе по собственному желанию и по душам поговорить с губернатором Шанцевым. Скорее всего, тот бы не стал насильно принуждать Сватковского оставаться на посту министра, потому что много такой жаждущий увольнения все равно не наработает.

Предполагать в отношении Сватковского такую степень некомпетентности, чтобы он слишком неадекватно оценивал положение такого крупного предприятия, налогоплательщика и участника инвестиционных проектов – тоже из разряда фантастики. Если бы все было так плохо, то этому министру уже давно бы нашли замену, чтобы и сам не позорился, и на начальство тень не отбрасывал.

Так что, скорее всего, оценка положения дел на ГАЗе Дмитрием Сватковским – вполне разумна.

Конечно, не идет речи о том, что у предприятия все так же благополучно, как до кризиса, что трехдневный рабочий день – это лишь инсценировка для отвода глаз. Спрос на автомобили реально упал – и на российские, и на иностранные, и будет теперь находиться на более низком уровне весь 2009 год. Но если есть средства на покупку производств, то, может быть, умерить несколько свои аппетиты, запрашивая поддержки? Может не 45 млрд. надо было просить, а 10 или 20 млрд.? Если бы это была более приемлемая сумма, ее было бы и найти проще. И так по всем пунктам.

Методы, которыми действует руководство завода в последние «кризисные» месяцы, не вызывает симпатий и одобрения у наблюдателей. Эти методы отдают так называемой «эпохой первоначального накопления капитала», в которую иные дельцы не гнушались ни подставами, ни шантажом, ни захватами, ни намеренным разорением предприятий. Может быть, с точки зрения бизнеса, действия ГАЗа могут быть квалифицированы как эффективный менеджмент в кризисных условиях. Но если предприятие перестарается, изображая из себя больного, то имеет все шансы остаться без помощи, когда наступит действительно критический момент.

Артем Верхотуров

21.01.2009

Контекст

Аналитика

Действительность требует латать дыры в трубах

На решение объективно существующих проблем нижегородцев у облправительства денег нет, но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.

Все это затянулось до неприличия

Концессионные соглашения фактически узаконивают переход бюджетных средств в карманы конкретных частных лиц.

Тенденции

Мы теряем самое главное – вид города с Волги

Мимо Нижнего Новгорода будут проплывать по ночам, как в те времена, когда это был закрытый город Горький.

Школа надувания щек

Отказ от строительства объектов «Школы 800» на Бору - естественный этап реализации этого проекта.

Дискуссия

Вертикальная посадка

Силовики проверят питерское адвокатское бюро «S&K Вертикаль»?

Близкий к власти банкир Андрей Тарасов переехал в Лондон

Предправления банка Центрокредит Андрей Тарасов в конце февраля спешно покинул Россию и переехал в Лондон, куда заранее перевез семью и перевел свой капитал.

Реклама



Документы

Докладная записка председателя КРК Приокского отделения НРО СРЗП в центральный аппарат партии «Справедливая Россия – За правду»

Активист НРО СРЗП Сергей Гостев направил в руководящие органы партии обращение, разоблачающее антипартийную деятельность руководителей нижегородского отделения партии - Татьяны Гриневич и Алексея Кожухова. «Полит-НН.Ру» публикует этот документ в полном объеме, без редакторской правки.

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Лукоморье

О нужном, полезном и праздничном

Как известно, Дед Мороз уже не тот. Но без подарков к Новому году не согласны остаться даже самые требовательные.

О решетках, смерти, луне и сиянии

Как известно, конец года – время мистическое. Много чего про будущее можно выведать, ежели смотреть умеючи.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.