реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
19 Сентября 2020г., Суббота

Народ и выборы: усиление автономности


Особенности выборной кампании в Законодательное собрание Нижегородской области

Партия как товар

Нынешняя кампания по выборам в Законодательное собрание Нижегородской области одна из самых спокойных. Такая цивилизованная и размеренная. Кандидаты смотрят на избирателей преимущество с рекламных щитов, заменив собою на время привычные шампуни и сигареты. Раньше кандидаты преследовали избирателя, заглядывая ему в лицо буквально с каждого столба, от обилия их приветливых, улыбающихся и задумчивых лиц рябило в глазах. Теперь улицы выглядят менее гнетуще. Партии все больше преподносятся как товар, с использованием тех же самых приемов.

«Единая Россия» «вложилась» в большие рекламные щиты в наиболее оживленных точках города. В роли символа «сильной власти» на рекламном пространстве выступает губернатор Валерий Шанцев. Еще есть реклама с символом триединства власти (губернатор Шанцев, спикер Заксобрания Люлин, мэр Нижнего Булавинов), но она многими воспринимается неоднозначно.

«Пенсионеры» ведут точечную атаку в наиболее важных для них округах. Например, рекламные изображения Ольги Сысоевой, специально постаревшей на фотографии, чтобы быть ближе к потенциальному избирателю, заполонили Ленинский район. Есть «пенсионная» реклама и в центре города, но там она теряется в обилии единоросской. Впрочем, она вполне может «сыграть» за счет своей индивидуальности: Александр Бочкарев в роли любящего внука хрупкой бабушки запоминается лучше, чем череда лиц высокопоставленных городских чиновников.

Интересен сам подход к продвижению партий. Они уже не особо соревнуются в том, чтобы наобещать избирателю больше и лучше, чем их конкуренты, они работают с образами, которые действуют на подсознание. Точь-в-точь как в работе с рекламой шампуней и сигарет – очень много примерно одинаковой по качеству продукции, но лучше продается тот товар, который зацепил подсознание покупателя каким-то удачным рекламных ходом.

Хотите, чтобы вас так оберегали, как Александр Бочкарев на фотографии оберегает бабушку? Голосуйте за партию пенсионеров. Вы хоккейный болельщик? Тогда голосуйте за единороссов – они, судя по рекламе, тоже хоккейные болельщики, вы с ними родственные души. Вы сохранили свои идеалы с советских времен, проявив верность своим убеждениям? Ну, тогда вы должны оценить плакат, где честное лицо пролетарского поэта Владимира Маяковского прилажено к фигуре, опускающей в ящик бюллетень с галочкой напротив фамилии кандидата от КПРФ. А может, вы считаете, что власть должна быть сильной, чтобы работать эффективно? Тогда посмотрите на фото Валерия Шанцева на рекламном щите, и вы поймете, за какую партию вам следует отдать свой голос…

Прямо-таки состязание специалистов по рекламе. Избирателю наперебой предлагают образы. Идеологию уже никто не предлагает: она зачастую выглядит совсем не презентабельно – или изношена до дыр, или скроена кое-как.   

Разумеется, появилась и реклама в транспорте. Так, например, в одном троллейбусе мирно соседствуют плакаты г-на Душкина и г-на Косовских, борющихся за депутатский мандат по одному и тому же избирательному округу. Вот какая бывает политкорректность. В этот бы троллейбус еще плакат «Голосуй против всех!», да только оплатить его некому.

Правда не особо располагающие ресурсами коммунисты ведут довольно скромную кампанию и действуют старыми проверенными методами: афиши на столбах, а не рекламных щитах, бесплатные газеты в почтовых ящиках.

Дань традициям

Участие в выборах кандидатов-двойников – однофамильцев известных политиков - было свойственно всем последним нижегородским выборам, и эти не стали исключением. По одному из округов выставлен кандидат Вадим Булавинов, никакого отношения к действующему мэру Нижнего Новгорода не имеющий.

Это, пожалуй, одна из немногих сохраненных выборных технологий. А в целом нижегородские специалисты по политпиару несколько обновили свой арсенал.

Газеты

Газеты партий в эту кампанию выглядят довольно слабо. Видимо, партийные бюджеты уходят в основном на другие выборные нужды. У этих газет есть общая черта – они скучны. Процентов 80 из того, что в них написано, читать просто неинтересно.

Впрочем, некоторые сильные ходы были. «Единая Россия» опубликовала интервью с режиссером «9 роты» Федором Бондарчуком, где он рассуждает про то, как хороша эта партия. «КПРФ в Нижнем Новгороде» в свою очередь опубликовала сводную таблицу голосования по наиболее болезненным для населения законам: например, по монетизации льгот – единороссы полным составом за, коммунисты полным составом против.

Нельзя не отметить недавний эпизод, когда «Единая Россия» пожаловалась в избирком на газету «КПРФ в Нижнем Новгороде». Единороссы тщательно прочитали газету коммунистов (наверное, это были самые внимательные и заинтересованные читатели данного издания) и решили, что там содержатся признаки агитации. Избирком с единороссами согласился и велел коммунистам оплатить агитацию из избирательного фонда.

Очень трогательная ситуация, особенно с учетом того, что газеты «Единой России» не менее чем коммунистические далеки от соответствия предвыборному законодательству. Например, на страницах газеты «Единая Россия» есть фотография огромного зала, заполненного людьми. Что-то не верится, что все эти несколько сотен человек дали письменное согласие на то, чтобы их фото разместили в агитационной газете. Хотя законодательство этого требует.

Но КПРФ не пожаловалась на «Единую Россию». И не от избытка благородства, а потому, видимо, что понимает – жалобы эти бесполезны, ЕР никто наказывать не станет. Впрочем, коммунисты бездействуют зря. Надо было пожаловаться хоть для проформы, хоть для красивого жеста. А так КПРФ еще раз продемонстрировала, что не чувствует в себе сил для сопротивления.

Но ярко выраженного черного пиара в предвыборных газетах нет. При всем соперническом отношении к РПП единороссы все же не считают нужным «давить» Романа Антонова, вспоминая, как он ночью наехал на пешехода, а коммунисты не пишут, что хулиган-единоросс Александр Шаронов прокалывает шины чужих автомобилей.

Отношение населения

Население относится к предстоящим выборам с апатией. Временами возникает впечатление, что выборная кампания сама по себе и люди тоже сами по себе, и никакой связи между предстоящими выборами и потенциальными избирателями не существует. Большинство не знает своих кандидатов по округу, далеко не все имеют представление о том, какие партии участвуют в выборах, а какие нет.  Впрочем, время еще есть и, возможно, кандидаты активизируются, а заранее не «светятся» из опасений, что до выборов их акции забудут или перепутают их с кем-то другим.

Однако уже сейчас очевидно, что многие избиратели на выборы не пойдут, а приличная часть тех, кто все-таки придет, узнает список партий-участниц и кандидатов прямо на месте. А если человек еще и вспомнит о том, что он не просто обязан голосовать, а имеет полное право выбрать именно того кандидата, которому он доверяет, которого считает способным и желающим отстаивать его интересы, то, скорее всего, проголосует против всех.

Кандидат «против всех», таким образом, вновь окажется равноправным участником выборного процесса. Конечно, он не станет лидером, не займет первого места, но не исключено, что он преодолеет пятипроцентный барьер. И голосовать против всех будут не столько из чувства какого-то там протеста, сколько от растерянности.

При такой ровной предвыборной кампании вполне возможен и результат, когда по отдельным одномандатным округам выборы не состоятся, и придется проводить довыборы. 

02.03.2006
Татьяна Елькина

Контекст

Аналитика

Эффективность не требуется

Юрий Шалабаев, исполняющий полномочия главы Нижнего Новгорода с начала мая, почти три месяца как бы руководит городом. Как у него это получается?

Основные сценарии выборов в городскую думу Нижнего Новгорода VII созыва

Сокращенная стенограмма публичной дискуссии эксперт-клуба ФоРГО 22 июля 2020 года  

Тенденции

Уходящая столичность

Уступит ли Нижний Новгород Казани статус столицы ПФО?

Сто дней без экстаза

Исполняющий полномочия главы Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев решил пообщаться с представителями СМИ, таким образом отметив сто дней в этой должности.

Дискуссия

Мимо лета

Летний туристический сезон 2020 года закончен, и можно с уверенность говорить о  том, что для Нижнего Новгорода он стал провальным.

Зеленые войны

Проблема сохранения парковых зон Нижнего Новгорода уже несколько лет остается одной из наиболее взрывоопасных.

Реклама



Документы

Письмо дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» полпреду президента в ПФО Игорю Комарову

В ответ на просьбу полпреда сообщить что изменилось в их ситуации с ноября 2018 года дольщики направили ему письмо. «Полит-НН.Ру» приводит полный текст обращения.

Обращение дольщиков ЖК «Сердце Нижнего» к заместителю председателя Правительства России Виталию Мутко

 

Лукоморье

О нелепых корнях и глупых законах

Почесали советники в затылках, величественно покачали головами и решили, что надобно создать другой Народ – счастливый.

О течении времени, подозрительности и сентиментальности  

Аналитики, эксперты и звездочеты тычут пальцами в графики, телевизеры и небосвод, крутят пальцами у виска, разводят руками. Но в итоге смиренно сходятся на том, что и это пройдет.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.