реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
15 Октября 2018г., Понедельник

О сходстве обаяний


Владимир Жириновский и Владимир Путин – при всей их кажущейся разнице – очень похожи: они стремятся к одинаковым целям и используют для их достижения один и тот же механизм

Надеюсь, нет нужны кому-то доказывать, что религия производства породила так называемую рыночную личность. Хотя бы уже потому, что это было многократно доказано и подтверждено психологами и социологами в ходе многочисленных исследований трансформаций, происходивших и продолжающих происходить с современным человеком. Всех, кто считает необоснованным утверждение о том, что большинство населения состоит из так называемых рыночных личностей, отсылаю к соответствующим научным исследованиям, философским и психологическим трактам второй половины ХХ века.

Итак, не считая необходимым вдаваться в доказательства исходного тезиса, напомню в кратце его суть. Индустриализм опирается на определенный социальный тип, основными чертами которого являются страх перед авторитетом и подчинение ему, комплекс вины в случае неповиновения, разрушение человеческих связей (трудности с завязыванием контактов и поддержением искренних человеческих отношений), культивирование эгоизма и конкуренции.

Рыночная личность сама воспринимает себя как товар. Успех человека измеряется тем, насколько удачно он способен себя продавать. Рыночная личность старается продать себя, используя те же механизмы, которые применяются для продажи вещей: уделяется особенное внимание красивой упаковке, подчеркиваются или имитируются такие качества как тщеславие и напористость, так как они признаны востребованными в данную эпоху. Личность должна непременно соответствовать одному и тому же набору стереотипов, о какой бы профессии ни шла речь. Человек старается показать себя таким, каким бы он был востребован. И не только показать, но и быть таким. Его лозунг – «Я такой, каким вы хотите меня купить». Рыночная личность постоянно озабочена тем, чтобы всем нравится, чтобы производить выгодное впечатление, чтобы действовать максимально эффективно в рамках того, что от нее ожидают. Рыночная личность ориентирована на комфорт и на безграничное потребление.

У рыночной личности нет ответа на вопрос, для чего она живет, и она никогда не задается подобными вопросами. Многочисленные члены современного общества превратились в безликие инструменты, главную свою ценность видящими в причастности к большой корпорации, правящей партии, крупной бюрократической организации.

Рыночная личность не испытывает ни любви, ни ненависти, так как сильные эмоции препятствовали бы ей в реализации ее основной функции – выгодно купить, продать или поменять. Так как рыночная личность не имеет ни с кем глубоких личностных связей, она не принимает ничего близко к сердцу, и ее всерьез не волнуют возможности войн, экологических катастроф, эпидемий, ущербного состояния общества и т.п. Цель рыночной личности – оптимальное функционирование в данных обстоятельствах, и не более того. Ничего сверх удовлетворения собственного эго, реализации собственного тщеславия. Поэтому столь велик культ карьеры, к которой следует стремиться, не считаясь с эмоциональными издержками «конкурентов».

Атрофия мира эмоций приводит к преобладанию в современном человеке механического типа мышления. Так как чувства только мешают рыночной личности в достижении цели, то такая личность старательно их блокирует и делает все возможное, чтобы воспрепятствовать развитию своей эмоциональной сферы. В результате в области чувств рыночная личность достаточно инфантильна. Но именно поэтому ее тянет к эмоциональным лидерам, однако рыночная личность не способна разобраться, насколько искренни их эмоции. Рыночная личность легко поддается обаянию политиков, прикидывающихся людьми эмоциональными.

Отсюда становится вполне понятной неувядающая многолетняя популярность такого фигуранта российского политического процесса как Владимир Вольфович Жириновский. Именно его перманентная эмоциональность обеспечивает ему устойчивые симпатии довольно большой части населения. Идеология Жириновского (которой, собственно, и нет) никогда бы не обеспечила ему столь устойчивой поддержки. Идеология как таковая его сторонникам и не нужна, и даже противопоказана, так как Жириновский довольно часто высказывает достаточно противоречивые вещи, внутренне не согласующиеся между собой. Отсутствие логики, смысла, перспективы не отталкивает тех, кто его поддерживает. Поскольку главное, что их привлекает – явно выраженная эмоциональность высказывания – всегда присутствует. Ни один из его сторонников, членов созданной им ЛДПР не в состоянии демонстрировать такой же градус постоянной эмоциональности, поэтому ни один из них никогда не повторит успеха своего вождя.

На том же самом механизме строится и природа обаяния бывшего президента, ныне премьер-министра России Владимира Владимировича Путина. Казалось бы, в фигуре этого политика нет ничего такого привлекательного, чтобы он снискал такую всенародную любовь. Войны он не выиграл, экономику страны на новый уровень не вывел (она так и сидела на нефтяной игле, пока не досиделась), с целым рядом соседей из стан ближнего зарубежья отношения ощутимо испортил, продал Китаю ряд приграничных российских территорий, почти свел к нулю возможности реального участия населения страны в политических процессах… Можно еще много чего перечислить, но и так уже понятно, что никаких причин для популярности среди населения у Владимира Путина нет.

И, тем не менее, он популярен. Потому что периодически демонстрирует эмоциональность – явную или тщательно сымитированную – это уже неважно. Его почитание началось с коронной фразы «мочить в сортире», и с тех пор он с неизменным успехом раз за разом применяет все тот же механизм: то в разгар обращения к Федеральному собранию он предлагает поговорить о любви, о женщинах, о детях, то грозит грузинскому президенту Саакашвили повешением за яйца, то берет на вооружение тюремную мудрость, одаривая нас перлом в виде «пыль глотать по судам замучаетесь» и т.д.

Все эти нестандартные обороты, все эти «доходчивые» просторечья, эти мудрствования из подворотни – не укладываются в представления об официальной речи главы государства, а потому приковывают к себе внимание, заставляют заподозрить, что говорящий их – человек эмоциональный, что он не сдержался из-за того, что возмущен некими несправедливостями, хотя все эти речи, разумеется, - спланированный ход, рассчитанный как раз на такую реакцию.

Так как большинство населения составляют именно рыночные личности, чья эмоциональная наивность не позволяет им верно оценивать искренность чужих эмоций, так как рыночная личность вообще не склонна задумываться над вопросом зачем она (и другие) живет и к чему все приведет, то Владимир Путин и пользуется столь широкой популярностью в самых разных кругах – от партийных деятелей и номеклатурных работников до менеджеров разного уровня, учителей, врачей, рабочих – всех, кто заслонился от пустоты своей жизни установкой на успешную продажу себя и на неограниченное потребление.

Нездоровое состояние большей части российского общества – вот в чем причина популярности столь казалось бы разных типов политиков, как Владимир Жириновский и Владимир Путин. Разница между ними, скорее, внешняя, поверхностная, иллюзорная. В сущности, они очень похожи: каждый из них добивается своих целей, игра на нездоровых общественных рефлексах. Да и цели довольно схожие – власть, имущество, известность. А если в научных терминах, то – авторитаризм, культ денег, тщеславие.

Александр Майер

14.09.2009

Контекст

Аналитика

Политическая матрица Нижегородской области (16-30 сентября 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за вторую половину сентября 2018 года.

Курс молодого бойца Глеба Никитина. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

В связи с тем, что Глеб Никитин избавляется от приставки и.о. и становится полноправным губернатором Нижегородской области, и тем самым завершает начальный этап своей работы во главе региона, мы решили, с одной стороны, подвести итоги его работы в статусе исполняющего обязанности, а с другой, определить стартовые позиции Никитина-политика в начале новой для него карьеры губернатора.

Тенденции

Метро и градозащитники

Как многие помнят, метро на пл. Горького могло появиться еще в начале 90-х. Но тогда помешали акции протеста, вдохновленные молодым депутатом Борисом Немцовым.

Первая отставка в ПФО

Наконец-то отставки глав регионов добрались и до Приволжского федерального округа. Сегодня глава Башкирии Рустэм Хамитов попросил президента об отставке.

Дискуссия

Большой брат

Тут вот многие смеются над назначением заместителем главы администрации Нижнего Новгорода по IT 29-летнего выпускника МИСИС Алексея Карапузова. Но на самом деле парень не так-то прост, как это может показаться на первый взгляд.

"Урожай" по-нижегородски

Эта статья не имеет прямого отношения к нижегородскому футболу. Однако стратегия, с которой краснодарскую "Кубань" заменяли в регионе на краснодарский же ФК "Урожай" оооочень сильно смахивает на то, что провернули у нас, заменяя "Волгу" "Олимпийцем".

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.