реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
20 Сентября 2018г., Четверг

Современная школа: бесконечные издержки


На дворе не позапрошлый век, и к современной школе уже выставляются другие требования. Увы, соответствовать им она пока отнюдь не готова

Даже если не влезать в такой вопиющий и насущный вопрос, как качество образования, получаемого в современной отечественной школе, а остановиться исключительно на бытовых и технических сторонах процесса обучения, то уже набирается значительное количество претензий к тому, как организован учебный процесс.

Возьмем для начала вопрос организации школьного питания. Ведь ни для кого не секрет, что эта сфера, мягко говоря, хромает. У многих выпускников школ – 17-летних детей, только-только вступающих во взрослую жизнь – уже имеются хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Откуда они берутся? Как из нерационального отношения к вопросу питания в семьях – много где практикуются перекусы в сухомятку, частое и обильное употребление чипсов, соленого, маринованного, копченого. Но и школа вносит свою весомую лепту: вместо того, чтобы предоставить ребенку в своих стенах альтернативную здоровую пищу, изо дня в день, из года в год на протяжении теперь уже 11 лет она пичкает учащихся блюдами, приготовленными за счет неоднократного использования растительного масла. И никакие проверяющие органы ничего не могут с этим поделать. Или не хотят.

Еще одна сторона, напрямую затрагивающая здоровье учащихся: вес школьных сумок. Более-менее внимание уделяется только тому, каков вес портфеля первоклассника. А ведь первоклассник носит с собой только букварь да иногда альбом и краски для рисования или физкультурную форму. А каков вес школьной сумки учеников более старшего возраста. Например, у старшеклассников чаще всего бывает по шесть уроков в день. Это значит, что в сумке должны быть шесть учебников, шесть тетрадей, возможно, параллельно еще какие-то дополнительные принадлежности: географические и контурные карты, художественный текст плюс к учебнику по литературе, специальный сборник задач плюс к учебнику по физике. А еще пенал и все его содержимое. А еще сменная обувь. А зимой ученики некоторых школ должны еще из дома приносить с собой лыжи на физкультуру.

И все это опять же в ежедневном режиме. И далеко не все учащиеся проживают в пяти минутах ходьбы от школы. В связи с этим неудивительно, что первые признаки варикоза у девочек наблюдаются уже в старших классах школы. Прибавьте к постоянному ношению тяжестей еще и то, что зачастую, особенно старшеклассники, пользуются сумками через плечо, не распределяющими вес тяжести равномерно, - и вот вам уже искривление позвоночника.

Недостаточная освещенность класса – не включенный вовремя свет или перегоревшие лампочки, которые нечем заменить – способствуют ухудшению зрения.

В результате на выходе из школы мы получаем едва не инвалидов. Правда юный возраст выпускников еще предполагает некоторый потенциал сил и возможностей, но все они достаточно скоро столкнутся с понимание того, что здоровье их в значительной степени подорвано. Первые же роды спровоцируют у вчерашних выпускниц школы хронический варикоз, а юноши, при выборе ряда профессий обнаружат, что таких, как говорится, не берут в космонавты.

Или возьмем такую больную для родителей тему, как школьные учебники. Каждый год представители власти рапортуют о том, что школы полностью обеспечили учебниками, и каждый же год родители идут в магазины и на ярмарки школьных товаров, чтобы купить учебники чуть ли не по всем предметам.

Школьные библиотеки действительно укомплектованы. Но единого стандарта больше нет, и каждый учитель вправе сам выбрать из перечня рекомендованного и утвержденного Минобразования тот учебник, по которому он хочет преподавать. И почему-то почти всегда получается так, что это совсем не тот учебник, который имеется в школьной библиотеке. Бывает даже, что учителя, как водится, из самых благих побуждений, требуют от родителей учеников приобрести по своему предмету два или более учебников, потому что в одном учебнике хорошо дана теория, а в другом – лучше подборка упражнений, а в третьем очень подробно и понятно разобрана сложная тема, которая в остальных учебниках дана как-то запутанно… В результате бывает так, что к какому-то из купленных учебников в течение года учащиеся обращаются раз или два.

В общем, необходимость покупать учебники значительно подрывает родительские бюджеты. А увернуться от этой обязанности невозможно: как же ваш ребенок будет чувствовать себя на уроке и как он будет выполнять домашние задания, если у него нет такого учебника, по которому занимается весь остальной класс?

Проблема так и осталась нерешенной. Поступали предложения обязать учителей выбирать учебники согласно ассортименту, имеющемуся в библиотеке, но это по сию пору остается на уровне рекомендаций. К которым не каждый педагог прислушивается. И, может быть, иной раз правильно делает, если учебник в школьной библиотеке действительно слабый и неудобный. Но родителям и детям от этого не легче.

Возьмем другой аспект. На протяжении 10 лет каждую неделю есть один-два урока музыки. Когда суммируешь их, то получается очень много часов, за которые много чему можно было бы научиться. Ну и что дети знают о музыке? Чему они там научились? Ровно ничему.

А урок рисования? В большинстве школ – это продолжение детсадовского опыта по созданию картины под названием «каля-баля купил коня». Детям даже не говорят о том, что для нормального рисования нужна нормальная бумага и нормальные краски. А не то, что продается в обычных канцтоварах. На той бумаге и такой акварелью даже профессиональному художнику сложно будет нарисовать удачный рисунок, поскольку надо заниматься не столько даже рисунком, сколько преодолением материала, на котором в принципе ничего не может выглядит сколько-нибудь прилично…

И весь этот дикий перечень совершенно не касается методов преподавания и внутреннего содержания каждого предмета. А о них можно было бы написать целый трактат.  

Вопрос о том, способствует ли школа физическому, психическому и интеллектуальному развитию ребенка, в настоящее время звучит двусмысленно. Зачастую школа просто уродует. Конечно, можно посмотреть на все это проще: да, девочка вышла из стен школы с варикозом и будет мучаться от этого всю жизнь, но зато она умеет писать и знает таблицу умножения. Но все-таки на дворе не позапрошлый век, и к современной школе уже выставляются другие требования. Увы, соответствовать им она пока отнюдь не готова.

Ирина Архипова

20.07.2010

Контекст

Аналитика

«Дембельский альбом» Михаила Бабича. Спецпроект рейтинга «Политическая матрица Нижегородской области»

Поскольку экс-полпред Бабич оставляет работу в нашей области, мы составили для него своеобразный «дембельский альбом» на основании полученных в рамках проекта данных. Таким он останется в памяти нижегородских экспертов.

Политическая матрица Нижегородской области (16-31 августа 2018 года)

“Полит-НН.Ру” представляет вниманию читателей исследование “Политическая матрица Нижегородской области” за вторую половину августа 2018 года.

Тенденции

Культурное молчание

В прошлый четверг на заседании правительства и.о. министра культуры Татьяна Маврина докладывала о подготовке города к 800-летию. Важно в этом то, что Маврина до сих пор и.о.

Нижегородская агломерация как тренд стратегической урбанизация

Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года, которая сегодня активно обсуждается, - это документ, создаваемый с целью отражения современных тенденций для эффективного продвижения нашего региона в будущее.

Дискуссия

Система, которая не работает

Почти неделя прошла с момента взрыва на заводе Свердлова в Дзержинске. Завалы до сих пор разбираются, угроза повторных взрывов сохраняется.

Соперникам Никитина нечего ему противопоставить

Врио губернатора удалось достойно провести чемпионат мира по футболу, начать программу цифровой экономики, ряд проектов в промышленности, подготовить и обнародовать Стратегию-2035. Поэтому он представлен избирателю довольно емко и положительно.

Реклама



Лукоморье

О патриотических временах

Как известно, жизнь трудна, но, к счастью, коротка. И потому живет надежда, что, мол, срок невелик – как-нибудь перекантуемся

О временах и нравах

Как известно, принакрыло медным тазом благодатные наши земли, пепельной пеленой затянуло синие бездонные небеса, наполнился смрадом и гарью северный священный ветер

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.