реклама

ПОЛИТ-НН.РУ
Google
 
12 Декабря 2018г., Среда

Чьи в МСУ полномочия?


Новая модель управления демонстрирует свои минусы как мутная, толком не прописанная и антидемократичная

Проблема Сосновского района Нижегородской области, где земское собрание пожелало уволить наемного главу администрации, продолжает оставаться открытой. Губернатор в район съездил, но не столько для того, чтобы вникнуть в доводы депутатов, сколько для того, чтобы лично призвать их не выпендриваться. Если вдруг кто-то не впечатлился требованиями министра внутренней политики Дмитрия Шурова и питал иллюзии на тему, что Валерий Павлинович просто не знает обо всех тонкостях ситуации, а если бы знал, то заступился бы и помог, то теперь можно не строить таких воздушных замков.

Впрочем, депутаты не дрогнули даже после губернаторского визита и его личного призыва дать сити-менеджеру Анатолию Зимину еще один шанс что-то доказать, сохранив за ним пост на ближайшие полгода. Свое решение об отзыве главы администрации земское собрание не отменило, что свидетельствует о том, что надежды на губернатора, который приедет, сам все увидит и все поймет, были не слишком сильными. Да и понятно, что полгода отсрочки в действительности обозначали предложение полностью спустить ситуацию на тормозах, поскольку в случае, если бы через полгода земцы опять попытались начать качать права, им бы предъявили ровно то же самое мнение правового управления, что отзывать не оправдавшего надежды главу администрации – это вне компетенции местного самоуправления. Нанять – пожалуйста, а уволить -  ни в коем случае. Очень напоминает сентенцию, недавно высказанную депутатам Законодательного собрания – о том, что они могут только одобрить параметры соглашения правительства с коммерческими структурами, но никак не вмешиваться в решение вопросов о том, какими должны быть эти параметры.

Если следовать логике правительства области, то получается, что у всех ветвей и уровней власти остались только полномочия одобрять решения губернатора.

В Сосновском районе решили попробовать взять ситуацию в свои руки, и придерживаются мнения, что на местах вправе самостоятельно решать, насколько эффективно действуют нанятые управленцы.

Почва проблемы – двойные стандарты. В России по-прежнему официально местное самоуправление отделено от государственной власти, и за МСУ – теперь уже фактически чисто декларативно – закреплено право самостоятельно решать проблемы местного уровня. А то, что губернаторы хотели бы все держать под своим контролем, и к тому их понуждает федеральная власть, ибо в конечном итоге контролируемые муниципалитеты обеспечивают правильные результаты на выборах – это ни в одном законе не написано. Но это данность. Которая превращает МСУ в послушную куклу в руках региональной власти.

Свою лепту в усиление напряжения по линии взаимодействия региональных и районных властей внес и пресловутый переход к новой модели управления, когда глава МСУ избирается депутатами из своего состава и одновременно он является спикером думы или земского собрания, а во главе администрации оказывается наемный сити-менеджер. При этом за спикером сохраняется должность мэра, и получается, что он, будучи представителем законодательной власти, одновременно как бы относится к исполнительной, но поскольку у нас вроде как действует принцип разделения властей, то законодательная власть формально не может быть одновременно исполнительной или судебной, и таким образом получается, что мэр – в действительности не мэр, и не должен иметь полномочий исполнительной власти, ибо имеет полномочия власти законодательной… В общем, теперь значение слова «мэр» или должности «глава района» следует понимать совсем иначе, чем еще год назад. Но в большинстве случаев даже сами новые мэры и новые районные главы не всегда все правильно понимают.  

Эту невнятную модель заинтересованные стороны опасаются проанализировать до конца и раз и навсегда истолковать – лучше всего на федеральном уровне. Поэтому конкретно на местах все барахтаются, и каждый сам приблизительно формулирует для себя или для других полномочия и компетенции. Но как бы ни запутана была ситуация на местах, все же сосновский инцидент просматривается в сути своей достаточно четко: совершенно ясно, что конструкция, при которой деятельность наемного сити-менеджера фактически не контролируется депутатским корпусом, не может быть эффективной. Так любой наемный глава сможет, заняв такой пост, творить что угодно, поскольку у депутатов нет возможности его остановить. Получается, что перед нами идеальная система для злоупотребления властью.

Сосновский район – не первый муниципалитет, увязший в разнице между тем, что написано, и тем, что в каждом конкретном случае под этим следует понимать. Областная власть не заинтересована в прояснении ситуации. Ей выгоднее, чтобы МСУ воздерживались от самостоятельных решений, согласовывая каждый шаг с правительством и губернатором, даже если это в рамках полномочий местного самоуправления и строго в их компетенции.

То, что компетенции и полномочия намеренно мутно трактуются и в разных случаях оцениваются по-разному, видно, по контексту взаимоотношений региональной власти с районами. Например, когда после нашумевших выксунских пожаров у Шанцева спросили насчет главы Выксунского района, то он нашел, что решать вопрос о том, стоит ли отправлять его в отставку – это внутреннее дело местного самоуправления, в которое губернатору вмешиваться не следует. Или вот еще не менее прецедентная, чем в Сосновском, история в Кстовском районе, где глава МСУ за одно был мэром областного центра и председателем городской думы, а теперь, похоже, останется совсем без постов… Получается, выставить вон главу МСУ можно, но вот наемного чиновника, чья деятельность вызывает недовольство депутатов, формально являющихся представителями своих избирателей – это ни в коем случае? Спорный момент.

Это те самые дебри казуистики и бесконечного выяснения и уточнения полномочий, о которых предупреждали ревнителей новой модели управления. Пока что новая модель демонстрирует только свои минусы как мутная, толком не прописанная и антидемократичная.

Марат Ибрагимов

20.05.2011

Контекст

Аналитика

Продукты питания: что производим, чем торгуем, что покупаем?

Представляем вниманию читателей стенограмму заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 28 ноября 2018 года.

Политическая матрица Нижегородской области (16-30 ноября 2018 года)

«Полит-НН.Ру» представляет вниманию читателей исследование «Политическая матрица Нижегородской области» за вторую половину ноября 2018 года.

Тенденции

Доблесть и мужество не требуются

В вечернем эфире телеканала «Россия 24» 6 декабря был показан сюжет об Олеге Сорокине и суде над ним.

Наши в генсовете

Губернатор Нижегородской Глеб Никитин и секретарь НРО партии Денис Москвин вошли в Генеральный совет «Единой России».

Дискуссия

Премия и гранты для дзержинской администрации

Жена чиновника отдела молодежи в мэрии Дзержинска получила премию «Талантливая молодежь».

Школу «Торпедо» не закроют

Со вчерашнего дня в СМИ и соцсетях гуляет информация, что СДЮШОР хоккейного клуба «Торпедо» собираются закрыть.

Реклама



Лукоморье

О тонкостях благоустройства

И вот что ни благоустрой Народу – все ему не так, все он тоскует, ворчит да изъяны выискивает.

Занимательная стратегия

И вот стал однажды Головой бледный отрок, коего величали Пан-Или-Пропал. Сам Хлеб Трофеевич приволок его из столицы.

 
Редакция:
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит-НН.ру обязательна. Все права защищены и охраняются законом. © Полит-НН.ру, 2005г.